Учитель математики рассказал про мифы о своем предмете

Многие не любят математику и считают ее бесполезным предметом. Учитель рассказал, как это исправить и где могут пригодиться знания в этой предметной области.

Анна Морозова
Автор ВФокусе Mail
Источник: Freepik

Мало кто в школе любил математику. Более того, сейчас в социальных сетях набирают популярность видеоролики, в которых авторы говорят: «еще один прекрасный день, когда мне не пригодились синус, косинус, тангенс и котангенс».

Учитель математики и блогер Евгений Солоницын рассказал, можно ли прожить без его предмета и как научиться любить его.

Не знаешь, где пригодится математика

По словам Солоницына, математика окружает нас повсюду: как ездят машины, как сажать картошку и как выглядят здания. В бытовых ситуациях — как рассчитать налоговый вычет, разделить счет пополам в ресторане и в каких пропорциях развести лекарство. Кредиты, депозиты, скидки, ипотеки, смеси, компьютерные игры — всё это математика.

Чтобы объяснить математику, Солоницын снимает видео, в которых рассказывает, что, например, синус может пригодиться в спортивном зале, геометрия — в лесу при подсчете высоты деревьев, а скорость и время — чтобы понять, на каком расстоянии от человека ударила молния.

Под роликами блогера комментарии оставляют не только дети, но и взрослые. И они не раз писали, что не понимали, зачем в школе математика, а потом случайно столкнулись с математическими задачами в профессиональной деятельности.

В каких сферах жизни может помочь математика

По словам Солоницына, математика может пригодиться в любых сферах жизни.

1. Блогеру написала женщина, которая рассказала, что на первом этаже температура воды 60, а на втором — 51. По ее словам, так быть не должно. Чтобы решить проблему, нужно вычислить процент потерь. Сколько процентов теплоты теряется при подъеме с первого этажа на последний?

2. Другая женщина рассказала, что грузчики привезли кафель на первый этаж, а не на пятый. Заказчик знает только плотность материала, а чтобы узнать, сколько заплатить исполнителям, нужно знать общий вес. Чтобы решить проблему, достаточно составить математическое уравнение: объем умножить на плотность и получить массу.

3. Одна из пользователей сети рассказала, что ее мама хотела сделать домашний бальзамический уксус. Для этого нужен 9%-ный уксус и базилик. В магазине продается только 70%-ная эссенция — с ней будет невкусно. Как из 70% получить 9%? Получается повседневная математическая задача: нужно составить уравнение и узнать, в каких пропорциях смешать воду и эссенцию.

4. Солоницын также привел и простой пример математической задачи. В прошлом году он делал ремонт, поэтому ему нужно было рассчитать, сколько рулонов обоев потребуется приобрести. Для этого нужно посчитать поверхность комнаты, учесть, что есть окна, пол, потолок и шкаф, где не нужны обои.

«Мы не хотим учить формулы»

Солоницын не отрицает, что математика может не пригодиться в жизни, так как сейчас есть множество приложений, которые помогут составить уравнения, решить задачу и подсказать ответ. Однако каждый день человеку требуется логика и умение искать ошибки. Этому и учит математика в школе.

Также математика развивает алгоритм мышления. Солоницын говорить: «мы не хотим учить формулы, мы хотим понимать вывод». В математике можно забыть формулу, но при этом понимать, откуда ее теоретически можно получить.

Как учителю исправить ситуацию

Конечно, влюбить школьников в математику непросто, однако есть выход — связать ее с реальной жизнью.

Солоницын рассказал, как он объясняет признак делимости. Например, 11 человек пришли в ресторан и вместе поели на 12 344 рубля. Для того чтобы понять, поделится ли это число на 11, нужно сложить цифры на нечетных местах (1, 3 и 4) с теми, которые стоят на четных (2, 4). Они должны совпадать — тогда делится.

Для детей младшего возраста можно использовать заинтересовывающие задачи и игры. «Например, я играю с детьми в игру, связанную со статистикой. В чате класса 15 человек. Я пишу им: “Пришлите любое число”. Потом из них я нахожу среднее арифметическое и делю пополам. Выиграл тот, кто прислал число, близкое к итоговому результату», — рассказал учитель.

Так, можно влюбить детей в математику. Также возможно использовать метафоры и сравнения, чтобы предмет выглядел легче.

Ранее профориентолог развеяла шесть популярных мифов о работе.