
Союз музеев России — организация, созданная в 2001 году и объединяющая множество музейных учреждений страны. В Союз входит более 400 музеев из разных регионов Российской Федерации. Президентом Союза с момента его учреждения остается директор Санкт-Петербургского Эрмитажа Михаил Пиотровский.
14 марта 2025 года состоялось заседание президиума Союза, на котором был подписан манифест — документ, озвучивающий цели и задачи, которые ставят перед собой музейщики страны.
Документ опубликован на официальном сайте Государственного Эрмитажа: как указано в предисловии, он определяет «место музеев в современном мире».
Авторы документа уверены, что задача музея — быть примером и образцом для подражания, «объединять Россию в единое культурное пространство» и оставаться «островком стабильности» в непрерывно меняющемся мире.
«Музей создает вокруг себя поле нормальности, доброты и спокойствия, реальность которых является показателем его успешности. Его трудно измерить, но оно поддаётся оценке через экспертное мнение музейного сообщества», — продолжает объяснять музейную миссию документ.
Кроме этого, манифест упоминает, что в музеях должны работать динамичные и активные люди, а музейного специалиста называет «штучным товаром». Профессиональному росту должен помочь и новый конкурс, учрежденный Союзом — «музейный лидер».
Отдельно авторы бумаги комментируют и массовые мероприятия в музеях, подчеркивая, что эта деятельность — глубоко вторичная: «Музейной миссии не должна препятствовать вспомогательная активность в виде досуговых и массовых мероприятий, реализуемых в музейных пространствах. Сохранение, изучение и представление своих фондов — это ключевые задачи музея».
Кроме этого в документе указано, что музеи очеловечивают технологии и людей, демонстрируют феномен «мягкой силы» и остаются островками спокойствия в турбулентные времена.
Завершается манифест призывом не подходить к музейным институциям с неправильными мерками: «Музей не может быть измерен машинного типа правилами и санкциями. Он должен иметь высокую степень свободы решений, которую можно и нужно описать, но с помощью сложных, а не примитивных методик».
Ранее рассказали, что по «Пушкинской карте» в 2024 году купили билетов на 12 миллиардов рублей.