Россиянам объяснили, что зашифровано в штрихкоде

На этикетках большинства товаров есть штриховые коды, или штрихкоды. Они выглядят как небольшие белые прямоугольники с черными полосками и набором цифр под ними.

Айгуль Сабитова
Автор ВФокусе Mail
Источник: Freepik

Как рассказывает Роспотребнадзор со ссылкой на сайт «Здоровое питание», в штрихкоде зашифрованы страна — изготовитель продукта, предприятие, на котором его сделали, а также технические характеристики (наименование, сорт, артикул, цвет, масса, размер). Кроме того, благодаря этому коду кассир и покупатель могут определить подлинность товара.

Этот прямоугольник наносят на упаковку в виде последовательности штрихов и пробелов разной ширины. Считывают эту информацию с помощью специальных сканеров. Чаще всего штрихкоды создают при помощи кодировочных систем. Наиболее распространены европейская система кодирования EAN (European Article Number) и американский универсальный товарный код UPC (Universal Product Code). У каждого товара — свой номер из 13 или 8 цифр.

Страна-изготовитель обозначается первыми двумя или тремя цифрами штрихкода.

«Код страны не может быть обозначен только одной цифрой. Например, код России — цифры в интервале от 460 до 469, США и Канады — 00−13, Италии — 80−83, Китая — 690−699, Великобритании соответствует число 50, Беларуси — 481», — сообщают эксперты.

Вместе с тем иногда первые цифры штрихкода могут не соответствовать информации о производителе на этикетке. Это происходит в следующих случаях: если организация была зарегистрирована и получила код не в стране, куда экспортирует продукцию; товар был изготовлен на «дочке» предприятия или по лицензии организации из другой страны; если учредителями предприятия являются несколько фирм из различных государств.

Также эксперты отметили, что коды, начинающиеся с 200 и заканчивающиеся на 299, предназначены для внутреннего использования организациями любых стран. Так, продуктовый магазин может сделать этикетки со штрихкодом и зашифровать в них информацию о товарах для внутренних целей. Обычно это касается продуктов, продающихся на развес. Также важно знать, что первые цифры от 977 и далее соответствуют не стране-изготовителю, а некоторым видам товаров (журналы, книги и другие).

Код предприятия — следующие четыре цифры. Они обозначают регистрационный номер производителя товара. За присвоение номера отвечает региональная организация, представляющая страну в системе кодирования. Эта часть кода позволяет избежать появления двух различных товаров с одинаковыми кодами.

Для маркировки маленьких товаров часто используют сокращенный код (EAN-8). В нем нет информации об изготовителе, а после кода страны сразу идет регистрационный номер товара.

Код товара — оставшиеся пять цифр (кроме последней) — нужен для кодировки товара и присваивается изготовителем или продавцом в виде регистрационного номера в пределах своей организации. Здесь могут закодировать данные, необходимые для идентификации товара (наименование, сорт, артикул, цвет, масса, размер). Последняя в коде цифра нужна, чтобы сканер мог определить подлинность товара. Однако можно сделать это самому. Для этого нужно совершить следующие вычисления.

1. Сложите цифры, стоящие на четных местах (например, 6 + 3 + 2 + 6 + 0 + 1 = 18).

2. Полученную сумму умножьте на 3 (18*3 = 54).

3. Сложите цифры, стоящие на нечетных местах, кроме самой контрольной цифры (4 + 2 + 7 + 0 + 6 + 1 = 20).

4. Далее сложите числа, полученные в пунктах 2 и 3 (54 + 20 = 74).

5. Затем отбросьте десятки (74 — 70 = 4).

6. Из 10 вычтите цифру из предыдущего пункта (10 — 4 = 6).

И вот, если этот результат не совпадает с контрольной цифрой в штрихкоде, значит, товар произведен незаконно.

Тем временем депутат Госдумы Сергей Леонов направил запрос главе Роспотребнадзора Анне Поповой с просьбой провести проверку безопасности красок для волос от двух брендов.