
Одной из основных задач органов внутренних дел являлось переселение немцев на их историческую родину.
Любопытное исследование к.и.н. Алексея Ченцова из Военного университета им. князя Александра Невского появилось в журнале «Вестник архивиста».
Как пишет ученый, ранняя история Калининградской области представляет собой яркий пример быстрой и эффективной интеграции новых территорий в состав Советского Союза по итогам Второй мировой войны.
Особая роль здесь отводилась органам МВД, которые в период с 1945 по 1949 год провели целый комплекс мероприятий на территории северо-восточной части бывшей германской провинции Восточная Пруссия.
Проект, санкционированный руководством СССР, предусматривал переформатирование политической системы указанной территории и ее встраивание в общегосударственную экономическую систему промышленности и сельского хозяйства. Но одной из задач также являлась смена национального состава региона.
«Выполнение задач, возлагаемых на органы МВД, в специфических условиях Калининградской области было сопряжено с определенными трудностями, связанными с большим количеством немцев, остававшихся в области до конца 1948 года», — пишет автор научной работы.
Кроме того, в регионе проживало большое количество репатриированных советских граждан, угнанных в годы войны на работы в Германию. Осложняло ситуацию и то, что после войны, в 1946 году, началось массовое переселение в регион рабочих и колхозников из различных районов СССР.
«Несмотря на это, органам МВД в исследуемый период удалось не допустить осложнения криминогенной обстановки в регионе и достичь определенных успехов в борьбе с уголовной и экономической преступностью», — отмечает исследователь.
В своей работе он опирается на документы, находящиеся на хранении в отделе специальных фондов и реабилитации жертв политических репрессий информационного центра Управления МВД России по Калининградской области.
Наиболее полно они рассказывают о первом этапе выселения немцев, который пришелся на октябрь-ноябрь 1947 года. Из документов следует, что в каждом районе были сформированы оперативные группы. Они занимались составлением списков лиц, подлежавших отправке в советскую зону оккупации Германии.
«Список составлялся по каждому району (в некоторых случаях — по каждому крупному населенному пункту), — пишет Алексей Ченцов. — В нем указывались фамилия и имя выселяемого лица, год рождения, место рождения, число членов семьи, а также место жительства».
Всего на хранении находится 13 дел с такими списками. Кроме того, сохранились эшелонные списки. Как поясняет ученый, на каждый эшелон составлялось три списка, которые подписывали начальник Управления МВД по Калининградской области, начальник сборно-пересыльного пункта на станции отправки и начальник эшелона.
Один экземпляр оставался в Управлении МВД, второй передавался начальником эшелона представителю советской военной администрации в Германии — в пункте сдачи переселенцев. Третий список, заверенный представителем советской военной администрации, возвращался начальником эшелона в Управление МВД по Калининградской области.
Кроме того, начальники эшелонов при прибытии на станцию назначения подписывали акты о «количестве принятого и сданного контингента, его физическом состоянии и имевшихся случаях смертности».
Судя по сохранившимся эшелонным спискам, немцев из Калининграда переселяли в Германскую Демократическую Республику вплоть до 1951 года. Что касается репатриантов, то в первые годы существования Калининградской области их насчитывалось до 10 тысяч человек. Все эти люди прошли так называемую фильтрацию, в рамках которой устанавливались обстоятельства, при которых они попали в Германию, и чем занимались.