Последний император Византии Константин XI сражался как простой воин и был убит в бою на улицах столицы. «Если город пал, мне незачем жить!» — воскликнул он, сбрасывая перед боем императорские регалии. Если бы не нарождающаяся империя на севере, которую много позже назовут Российской, православие было бы большей частью стерто с лица земли.

Помощь с Запада так и не пришла
Покорить Константинополь турки мечтали много лет. Впервые они осадили «сердце Вселенной», как тогда называли город, еще в 1394 году. С тех пор османы были уверены: рано или поздно Царьград будет принадлежать им. Осада 1422 года ни к чему не привела, хотя гарнизон Константинополя был малочислен, а его полководец — юный император Иоанн VIII — неопытен. У османов вдруг началась борьба за власть, и султан Мурад был вынужден бросить осаду и вернуться домой.
Но в 1453 году ситуация была совершенно другая. Если в 1422 году в Константинополе взяли в руки оружие даже монахи и священники, то в 1453-м единства в народе не было. Дело в том, что в 1439 году император Константин в поисках союзников против турок пошел на сделку с католиками и заключил с ними Флорентийскую унию.
Православная Византия капитулировала перед Западом в надежде на то, что он защитит слабеющую империю от грозных османов. Но Запад, торжествуя победу, обманул ромеев. Обещания остались обещаниями. Греки остались с турками один на один. 8000 воинов императора Константина против 80 000 солдат Мехмеда II. Город был обречен.

Мистические события перед падением империи
Падению Константинополя предшествовали мистические события. Перед тем как турки начали атаку, над городом разразилась буря. На Константинополь обрушился дождь с градом, потоки воды бежали по его улицам, а затем на Константинополь опустилась тьма и город окутал сильный туман. Предсказатели султана Мехмеда, которых он призвал для толкования, сказали ему, что это возвещает гибель Константинополя. Султан остался доволен.
А за неделю до того, как турки ворвались внутрь города, Константинополь озарил пламенный свет. Стражники думали, что турки подожгли город, но оказалось, что светом залит собор Святой Софии. Вот как описывает зрелище Нестор Искандер:
«Когда же собралось много народа, то увидели, что в куполе великой церкви Премудрости Божьей из окон вырывалось огромное пламя, и долгое время объят был огнем весь купол церковный. И собралось все пламя воедино, и воссиял свет неизреченный и поднялся к небу. Когда же огонь достиг небес, то открылись двери небесные и приняли в себя огонь и снова затворились».
Нестору вторил византийский историк Сфрандзи. Он описывал, что свет являлся дважды. Сначала он залил весь город, и турки весьма опечалились, считая, что это знамение предсказывает им поражение. Но во второй раз свет появился над городом и рассеялся, не осветив ничего вокруг. Султанские мудрецы ободрили Мехмеда, считая, что это предсказывает победу.
Это явление повергло население города в уныние. Верующие считали, что их охраняет ангел собора Святой Софии и сама Богородица. Но ушедший в небеса столб света уверил их, что ангел оставил город, империя падет.
Через семь дней воины Мехмеда пробили в стенах города три бреши. Две атаки греки сумели отбить, а третья захлестнула осажденных. Когда турки хлынули на улицы Константинополя, вырезая население, в соборе Святой Софии шла служба. Причащавшиеся на литургии воины уходили в бой на смерть. Был среди них и император Константин. Когда турки ворвались в Софию, служба еще не закончилась. По легенде, священники при виде врагов ушли в монументальные стены собора. Даже сейчас, когда София стала мечетью, если прильнуть ухом к ее стенам, можно услышать их молитвенное пение.

Москва унию не поддержала
Захват города турками произвел тяжелое впечатление на европейцев. Христианский мир вдруг понял, насколько сильны османы. Но одновременно с этим для европейцев ничего не изменилось. Более того, католики надеялись прибрать к рукам и далекое Московское княжество, ведь Русская православная церковь была в зависимости от византийской.
Они попытались навязать русским унию, послав в Москву паписта Исидора, который должен был научить ортодоксальных христиан, как молиться на латыни. Но в Москве Исидора после первой же проповеди посадили под замок в Чудовом монастыре, а потом, чтобы не марать руки, позволили сбежать обратно на Запад. Так князь Василий II отстоял чистоту православной веры.

Что предсказывают греческие монахи
С возвращением Константинополя грекам, а главное, с возвращением собора Святой Софии православию связано много предсказаний. Они, как правило, исходят от греческих священников и монахов. По ним Константинополь будет возвращен грекам спустя 600 лет после падения, то есть в 2053 году. Этому будет предшествовать война Турции с Россией, которая начнется после вторжения турок на Балканы и Украину.
Несмотря на поддержку НАТО, Турция проиграет, а две трети ее населения примут православие. Константинополь Россия отдаст грекам по доброй воле, а храм Святой Софии снова станет православным. Сейчас там мечеть, а вход для иностранцев платный. Если судить по распространению идей пантюркизма, которые опять активно проповедует Стамбул, ждать осталось недолго.
Майя Новик