Культуру нашу не отменить. Как музеи привлекают аудиторию

МОСКВА, 19 мар — РИА Новости. Опытом успешного продвижения в медиапространстве поделились представители ведущих российских музеев в ходе видеомоста Москва — Санкт-Петербург — Севастополь на площадке международного мультимедийного пресс-центра медиагруппы «Россия сегодня».

Источник: РИА Новости

Мероприятие открылось презентацией результатов двух исследований медиаактивности российских музеев за 2024 год, которые были подготовлены «Социальным навигатором» Международной медиагруппы «Россия сегодня» и АНО «Мир музея».

Исследование медиагруппы было направлено на повышение узнаваемости музеев в публичном русскоязычном информационном пространстве, мотивацию к развитию инструментов привлечения внимания аудиторий к уникальным культурным ценностям и создаваемому музеями контенту, формирование базового опыта замеров собственного цифрового следа, а также на поддержку реализации музеями коммуникационных стратегий, рассказала начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере Дирекции государственных проектов международной медиагруппы «Россия сегодня» Наталья Тюрина.

Эксперт выделила ключевые факторы, тормозящие рост популярности музеев. Среди них: медленные мобильные версии сайтов, слабая представленность в федеральных СМИ и их соцсетях, формальный характер упоминаний в средствах массовой информации, отсутствие адаптации к особенностям конкретных социальных медиа и обратной связи.

«Чем больше мы будем искренне о себе рассказывать, тем больше это будет у людей отзываться, тем больше детей, когда они станут взрослыми, будут возвращаться в наши музеи. Культуру нашу не отменить, и музей — это одно из лучших культурных явлений в истории человечества», — заключила Тюрина.

Результатами второго исследования, посвященного музеям малых городов (с населением менее 50 тысяч человек) Московской области, поделилась директор по информационным технологиям АНО «Мир музея» Анастасия Подорожная.

По ее словам, каждый четвертый музей в малом городе не проявляет видимой активности. Более того, онлайн-активность музеев теряется среди иных городских тематик, что снижает туристический и культурный потенциал города.

«Для примера, у нас по музеям малых городов Московской области было собрано 500 тысяч сообщений за 2024 год (это социальные медиа и онлайн-СМИ). Чтобы понимать, много это или мало, Третьяковка звучит в полтора раза больше», — подчеркнула Подорожная, добавив, что результаты исследования применимы и к музеям других малых городов России.

О том, как Третьяковке удается из года в год занимать лидирующие позиции в рейтингах медиаактивности, рассказал начальник службы по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи Алексей Савищев. Эксперт объяснил, что музей сосредоточил все внимание на трех основных площадках социальных медиа: «Вконтакте», Telegram и «Одноклассники».

«Социальные сети, которые являются базовыми для Третьяковской галереи, это своего рода пылесос, широкая гребенка, которой мы сгребаем всю аудиторию к себе, а дальше люди принимают решение сами, хотят они к нам прийти или не хотят. И социальные сети для нас являются инструментом, в том числе обратной связи. Мы были одним из первых музеев, кто в 2022 году не побоялся открыть комментарии», — сообщил Савищев, сделав акцент на том, что развитие невозможно без анализа образа музея в социальных медиа.

При этом эксперт подчеркнул, что главным трастовым ресурсом должен быть сайт, который находится в центре экосистемы музея.

Тему актуальности «живого» сайта подняла также врио начальника отдела «Эрмитаж-медиа» Государственного Эрмитажа Ксения Луговская. Она отметила, что даже в условиях активного развития социальных медиа, сайт не является пережитком прошлого и должен наполняться контентом.

Не секрет, что сейчас очень популярна тенденция создания экосистем… И сайт является краеугольным камнем этой экосистемы, потому что это точка входа в экосистему. Наша задача сделать сайт порталом.

сказала Луговая

Помимо площадок участники видеомоста обсудили также форматы, позволяющие продвигать образ музея. Самым востребованным является сегодня видеоформат, сообщила заместитель директора по развитию государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» Наталья Коробицина.

«Наша задача — привлекать молодежь, поэтому мы очень активно присутствуем в медиапространстве. В пандемию мы стали активно снимать клипы, видео и все транслировать. На тот момент был страх, что мы сейчас все покажем, все карты раскроем и к нам никто не придет. Однако в 2021 году к нам пришли более миллиона человек. Для нас это очень весомая и большая цифра», — рассказала эксперт, отметив интерес аудитории к науке, в частности археологии.

С ней согласилась заместитель директора по культурно-просветительной деятельности государственного музея-заповедника «Куликово поле» Кристина Столярова.

«Поддержу коллег из Херсонеса, археологи — это модно. Археологи не только дают научные открытия, но и приводят аудиторию в музей. Наша тульская археологическая экспедиция регулярно проводит исследования на базе региона, и, конечно, это дает нам научные открытия, которые становятся точкой интереса», — подчеркнула Столярова.

Большинство экспертов были едины во мнении, что одним из самых эффективных способов привлечения внимания к музею являются релевантные события, то есть события, которые инициирует сам музей. Эту идею поддержал и заместитель директора музея-заповедника «Сталинградская битва» Тимофей Юрченко.

«Самый простой способ “влезть” в медиаповестку — через яркие события, через упоминания лидеров общественного мнения, через внемузейные и совместные проекты, которые позволяют дать широкий информационный охват тому, что мы делаем, и к нам внимание привлечь», — подчеркнул эксперт.