Стало известно, сколько россиян не пользуется интернетом

Социологи узнали у жителей страны, как они относятся к всемирной сети.

Георгий Мазуркевич
Автор ВФокусе Mail
Источник: Freepik

Кажется, интернет прочно проник в каждую сферу человеческой жизни: онлайн можно заказать лекарства, продукты и стол, оформить документы через «Госуслуги», купить билет на самолет или поезд, почитать книги или посмотреть фильм. Многие россияне даже работают целиком через интернет.

Тем удивительнее, что целых 20% наших соотечественников не пользуются интернетом вовсе — как стало известно из недавнего опроса Фонда «Общественное мнение».

Опрос проводится с 2018 года, и за это время таких людей стало меньше: в 2018 году их было 28%. При этом доля тех, кто заходит в интернет регулярно, возросла с 62 до 76%.

2% респондентов признались, что почти не покидают интернет, проводя во всемирной паутине 10 и более часов в сутки. Впрочем, большинство ответивших все же проводят в реальном мире больше времени, чем в виртуальном: 20% пользуются интернетом 2−4 часа в день, 28% — 1−2 часа, а 14% и того меньше.

Новости пользователи интернета чаще всего ищут в мессенджерах — так ответили 24% человек. К поисковикам с этой целью обращается 20%, к соцсетям — 19%, а еще по 11% целенаправленно читают конкретное интернет-СМИ или смотрят новостные видеоролики.

Опять же, любопытно, что 7 лет назад картина была совсем не такой: когда опрос начали проводить, поисковики были приоритетом для 36% респондентов, а соцсети — для 17%. Мессенджеры как вариант ответа появились только в 2019 году (тогда их выбрало всего 8% россиян), а видео еще позже — в 2020 году (и тогда его смотрело 12% ответивших).

Самые популярные новостные поисковики в России — Дзен (14%), Google (7%) и Mail (3%). Самые популярные новостные порталы — Вести.RU (12%), РИА Новости (8%), Известия (6%), Лента.ру (6%) и РБК (4%).

А популярность соцсетей и мессенджеров выглядит так:

  1. Telegram — 25%;
  2. ВКонтакте — 11%;
  3. WhatsApp и Viber — 7%;
  4. Одноклассники — 4%;
  5. Instagram* — 3%;
  6. Мой мир на Mail.ru — 2%;
  7. Facebook* — 1%;
  8. X (бывший Twitter) — 1%.

25% респондентов признались, что пользуются VPN, чтобы попадать на недоступные из РФ сервисы, а 52% сообщили, что никогда не пользуются им. В основном VPN пользуется молодежь: утвердительно на вопрос про VPN ответило 56% граждан в возрасте 18−30 лет, 31% 31−45 лет, 16% 46−60 лет и всего 6% опрошенных старше 60 лет.

*принадлежит компании Meta, запрещенной в РФ