
Иран выразил готовность вернуться к соблюдению ограничений, установленных Совместным всеобъемлющим планом действий (СВПД) 2015 года, если Вашингтон пойдет на частичное снятие санкций. Об этом сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на источники, знакомые с ходом закрытых консультаций между сторонами.
По данным издания, на переговорах Тегеран потребовал отмены ограничений, касающихся экспорта нефти в Китай — крупнейшего покупателя иранских энергоресурсов, а также санкций, введённых против национального атомного сектора. Взамен иранская сторона готова сократить уровень обогащения урана и допустить международный контроль за своей ядерной программой в объёмах, предусмотренных соглашением 2015 года.
Документ ограничивал иранскую ядерную программу в обмен на снятие международных санкций. В 2018 году США в одностороннем порядке вышли из сделки по инициативе Дональда Трампа, после чего Вашингтон возобновил и расширил санкционное давление на Иран, в том числе в энергетическом и финансовом секторах.
С начала 2020-х годов Тегеран постепенно сокращал свои обязательства по СВПД и наращивал ядерную активность, включая обогащение урана до уровня выше 60%, что приблизило страну к возможному созданию ядерного оружия, по оценкам западных разведок.
После возвращения Трампа в Белый дом в январе 2025 года, его администрация выступила с инициативой пересмотра параметров сделки. Согласно источникам WSJ, в ходе последних контактов американский спецпредставитель по Ирану Стив Уиткофф обозначил жёсткую позицию Белого дома, согласно которой возобновление диалога возможно только при условии «немедленного сворачивания» ключевых элементов иранской ядерной программы.
Иранские дипломаты настаивают на том, что экономические уступки со стороны США должны быть сделаны до любых технических шагов со стороны Тегерана. Ранее представители ЕС заявляли о важности сохранения диалога и возможности многостороннего формата переговоров, однако в условиях текущей конфронтации стороны пока не достигли консенсуса ни по механизму, ни по срокам возможного соглашения.
В разговоре с корреспондентом ВФокусе Mail политолог Константин Блохин подчеркнул, что американцы совсем недавно вернулись к методу военного давления на Иран и это дало свои плоды:
«Политика давления и нагнетания отчасти как бы сработала в пользу Вашингтона, потому что очевидно, что до этого Соединенные Штаты Вели себя так, как будто они уже готовятся к превентивному удару по Ирану вместе с Израилем. Очевидно, что Иран считал этот сигнал более понятным».
Как указал эксперт, вопрос ядерной программы Тегерана для Соединенных Штатов является принципиальным относительно безопасности своего союзника Израиля и в целом стабильности на Ближнем Востоке. Блохин поясняет, что при условии, если Исламская республика получит все-таки ядерное оружие, то военное давление на страну уже будет бессмысленным инструментом, а для сторонников Трампа и неоконсерваторов потеря такого ресурса может восприниматься болезненно.
«Если вдруг в регионе возникнет угроза национальной безопасности Израиля, и если Иран будет атаковать Израиль, то Соединенные Штаты при Трампе в любом случае впишутся в эту авантюру», — заключает политолог.