Чёрные крылья над Горьким. Три года фашисты бомбили город

С осени 1941 года по лето 1943-го фашисты ожесточённо бомбили Горький. Эти налёты были самыми крупными атаками «Люфтваффе» по тыловым районам СССР. Главной целью фашистов стали крупные предприятия, где день и ночь делали оружие для Красной армии.

Источник: коллаж АиФ / Public Domain

52 цеха Горьковского автозавода в 1943 году оказались в руинах, но уже через месяц предприятие вновь собирало «полуторки»… Об огне с неба и о людях, сумевших его победить, nn.aif.ru рассказал краевед, член Общественной палаты Нижегородской области Геннадий Суворов.

Досье

Геннадий Суворов. Родился в 1955 г. в Горьком. В 1982 г. окончил Горьковский политехнический институт им. А. А. Жданова по специальности «инженер-механик». В 1984—1989 гг. — второй, а затем первый секретарь Горьковского обкома ВЛКСМ. В 2001—2012 гг. работал в правительстве Нижегородской области министром труда и социальной защиты, затем заместителем губернатора. Долгое время трудился на Горьковском автомобильном и машиностроительном заводах. Лауреат премии Нижнего Новгорода (2000 г.). Почётный гражданин Нижегородской области (2024 г.)

Десятки тысяч бомб.

Злата Медушевская, nn.aif.ru: Геннадий Александрович, как я понимаю, фашисты хотели полностью уничтожить промышленный потенциал города, жившего под девизом «Всё для фронта, всё для победы»?

Геннадий Суворов: Фашистская Германия вела войну с СССР по плану «Барбаросса». Согласно ему противник рассчитывал полностью захватить Горький уже в сентябре 1941 года. После захвата все производства города должны были бы работать на нужды немецкой армии. Когда план «Барбаросса» был сорван и началась битва за Москву, фашисты решили уничтожить оборонный потенциал Горького.

Всего, по разным источникам, немецкие самолёты с осени 1941 года по лето 1943-го совершили на Горький 43 авиационных налёта, 26 из них — ночных. На город сбросили 33 934 зажигательных бомбы и 1631 фугасную. Суммарно от налётов погибло около 590 человек. Было сбито 14 вражеских самолётов.

Одной из главных их целей был Горьковский автомобильный завод. Автозавод на тот момент был очень мощным производителем именно оборонной техники. Там выпускали легендарные «полуторки», а начиная с 1941 года — лёгкие танки Т-60, имевшие огромное значение для фронта, поскольку средние танки Т-34 в нужном объёме в первые годы войны ещё не выпускали. А вот Т-60, впоследствии модернизированные в Т-70, с конвейера шли потоком. Не зря эти танки немцы за мобильность и количество прозвали «чёрная саранча». Номенклатура боевой техники была большая, она известна.

Очень много деталей и узлов завод выпускал по кооперации. Для танка Т-34 там делали, наверное, до трети всех деталей: траки и катки для гусениц, различные отливки, а самое главное — двигатели. В то время на заводской территории базировался ещё один совершенно секретный завод № 466. Он производил авиационные двигатели. Одну из модификаций мощностью 500 лошадиных сил удалось адаптировать в моторный отсек танка. До мая 1942 года Т-34, сходившие с конвейера сормовского завода, комплектовались автозаводскими двигателями.

— Правда, что немцы хорошо знали планировку территории, расположение цехов и схему коммуникаций завода?

— Дело в том, что в строительстве предприятия в своё время принимали участие не только американские, но и немецкие специалисты. Отсюда и информация. Надо сказать, первая бомбардировка завода, 4—5 ноября 1941 года, стала возможной после того, как несколько самолётов-разведчиков смогли осуществить аэрофотосъёмку территории завода в октябре 1941 года. Тогда система ПВО Горького не была отлажена, все силы были сосредоточены под Москвой. Немцы в 1941—1942 гг. летали бомбить Горький, обходя московскую систему ПВО. Они делали крюк и заходили на город южнее, со стороны Кулебак и Арзамаса.

Муляж из фанеры и стекла.

— Как защищали стратегический завод от налётов?

— Мало кто знает, но в районе деревни Федяково Кстовского района был построен муляж автозавода из фанеры и стекла. Когда немецкая авиация подлетала, специально делали так, чтобы светомаскировка на муляже срабатывала с задержкой. Это вводило немецких лётчиков в заблуждение, и значительная часть бомб падала на муляж. Настоящий завод прикрывал 384-й зенитно-артиллерийский полк. На 90% он состоял из молодых девушек. Они очень старались. Это тоже был огромный трудовой и боевой подвиг, но опыта, навыков хватало не всегда…

А в 1943 году «Люфтваффе» навалились на завод с неба всей мощью своих крылатых сил. Заходили эшелонами по 3−15 самолётов. Отбомбили — и тут же следующее звено заходит. В самом Автозаводском районе тогда погибли 282 человека, а завод лежал в руинах и огне. Было разрушено 52 цеха. Самые большие разрушения получил колёсный цех, ТЭЦ, главный конвейер, водозабор, трансформаторные подстанции. Сильно пострадал колёсный цех — а там производили колёса для пушек для всех артиллерийских заводов СССР. Этот цех восстановили одним из первых. В этом деле очень помог сормовский завод. Кстати, в последний день бомбардировок, 22 июня 1943 года, погиб Герасим Парышев. Он был руководителем главного конвейера завода, затем директором автобусного завода — филиала ГАЗа. Хоронить Герасима Кузьмича вышли тысячи автозаводцев.

— Говорят, после бомбардировок в июне 1943 года в Горький приехал сам нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия.

— Действительно была создана комиссия, которую возглавил Берия. Свидетельств о том, что Лаврентий Павлович приезжал на завод, я в архивных документах не нашёл. Были руководители рангом пониже. Важным решением стало решение о возвращении на завод его прежнего директора — Ивана Лоскутова. Перед ним-то и была поставлена колоссальная по сложности задача — за 100 дней фактически поднять огромное предприятие из руин. 28 октября 1943 года 27 тысяч работников подписали своеобразный рапорт в адрес Сталина о том, что автозавод восстановлен.

Самое интересное, что «полуторки» в упрощённом виде собирать на поточной линии начали уже через месяц после разрушительных бомбардировок.

Спали прямо на заводе.

— На ваш взгляд, как это было возможно — за 100 дней заново запустить огромное предприятие? Это был подвиг?

— Моя мама пришла на автозавод в мае 1943 года 15-летней девчонкой. Трудилась на окраске деталей автомобилей. В редких послевоенных рассказах упоминала, что работали они по 12 часов, с семи утра до семи вечера. В июне после трудовой смены ещё 3−4 часа шли разбирать завалы. Спали прямо на заводе. Дай бог, раз в неделю удавалось попасть домой, хотя жила она недалеко, на Северном посёлке. Те, у кого рабочие места были разрушены, по 12 часов в день занимались их восстановлением. Из-за Урала, из Средней Азии на восстановление предприятия было привлечено более 30 тысяч человек. Большую помощь оказали другие горьковские заводы. Я считаю, людьми двигала любовь к Родине и огромное желание отомстить врагу. У многих родные были на фронте, у кого-то погибли. Быстро восстановив завод, выдававший фронту оборонную продукцию, горьковчане отомстили фашистам.

— Почему немцы не бомбили завод после июня 1943 года? Впереди было ещё два года войны…

— Это тоже заслуга нашего земляка, Главного маршала авиации, командующего Авиацией дальнего действия СССР Александра Голованова. В середине июня 1943 года он дал команду: разработать план по уничтожению немецких самолётов, которые бомбили Горький. За три ночи советская Авиация дальнего действия смогла уничтожить около 400 вражеских самолётов на 15 аэродромах, то есть на земле. Фашистам просто летать было не на чем! Да и фронт отодвигался всё дальше на запад. После 22 июня 1943 года ни один вражеский самолёт в Горький не залетал.

Завод, поднятый из руин, постепенно набирал рабочие обороты и выпускал новую технику для фронта, для Победы. За героический труд в годы войны коллектив автозавода был трижды награждён — орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени. Ему 33 раза присваивалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны за выполнение особых заданий и производство военной продукции, знамя оставили на предприятии на постоянное хранение.