Что такое «Глаз Гора» и почему его находят в древнеегипетских гробницах

Рассказываем о мифологии и истории, связанной с амулетом.

«Глаз Гора» («Око Гора») — древнеегипетский символ, обозначающий защиту, здоровье и восстановление, говорится в энциклопедии Britannica. Как напоминает Live Science, амулеты с таким символом (Уаджет) часто находят в древнеегипетских гробницах, знак иногда наносили и на саркофаги. Рассказываем подробнее о мифологии, связанной с древним амулетом.

Фараон как воплощение Гора

В Древнем Египте бога Гора изображали в виде сокола. Его правый глаз представлял собой Солнце или утреннюю звезду и считался олицетворением власти. Левый глаз Гора символизировал Луну или вечернюю звезду, с ним были связаны представления об исцелении.

Культ сокола был распространен в Египте еще в додинастический период. Гор представал в качестве местного бога во многих поселениях и под разными именами. В Нехене зародилось верование о том, что правящий царь — воплощение Гора, после объединения Верхнего и Нижнего Египта это представление превратилось во всеобщую догму.

Верхний и Нижний Египет были объединены при фараоне Менесе, он подчинил своей власти Нижний Египет приблизительно в 3118 или в 3150 году до н.э., уточняет World Historu Encyclopedia.

Миф о Горе и Сете

Где-то в 2350 году до н.э. широкое распространение получил миф, в котором Гор предстал в качестве сына Осириса и Исиды, а также племянника Сета. После того, как Сет убил Осириса, дядя и племянник стали непримиримыми врагами. Они столкнулись в поединке, в результате которого Гор одержал победу и получил травму левого глаза. Ранение подчас трактуют как объяснение лунных фаз.

Согласно мифу, Гор был исцелен богом мудрости Тотом. Могущественным амулетом в Древнем Египте считалось изображение его восстановленного глаза.

Сета изображали в виде довольно сложной фигуры, в которой можно было проследить черты разных животных — например, окапи, шакала, борзой, тушканчика и свиньи.

Отношение к нему в Древнем Египте менялось. Изначально он почитался как бог неба, повелитель пустыни и штормов и представлял собой необходимый творческий элемент беспорядка в упорядоченной вселенной. Фараон II династии Перибсен впервые принял его имя, хотя положено было брать имя Гора. Его преемник Хасехемуи уравнял титулы Сета и Гора. Во время завоевателей гиксосов (1630−1521 годы до н.э.) Сету поклонялись в их столице Аварисе. При этом он отождествлялся с ханаанейским богом бурь Баалом. В Новом Царстве (1539−1075 годы до н.э.) считалось, что Сет способен посеять вражду среди врагов Египта.

Уаджет и практика бальзамирования

Возможно, Уаджет находят в захоронениях и обертках мумий, потому что амулет символизировал исцеление и защиту, предполагает египтолог Кэй Ямамото. При этом использование амулета могло меняться на протяжении всей истории Древнего Египта. В I тыс. до н.э. бальзамировщики помещали выполненный из воска «Глаз Гора» на разрез в левой части живота покойного при мумификации. Быть может, так они пытались исцелить или защитить более уязвимую часть тела, добавляет Ямамото.

Эксперт также утверждает, что египтяне стали использовать амулет в 2200-х годах до н.э. — примерно в то же время они начали наносить символ Уаджет на саркофаги и в гробницах.

По одной из версий, «Глаз Гора» не только считался защитой для умерших — египтяне могли верить, что такой амулет позволял покойным посмотреть на мир живых.

Ученые так и не выяснили, почему амулет появился именно при VI династии фараонов. Так, Ямамото напоминает, что в то же время египтяне вообще стали наносить религиозные тексты на стены пирамид. Археолог Пенни Уилсон предполагает, что возникновение такого амулета могло быть связано с отношением к макияжу как к защите, в таком случае Уаджет мог быть визуализацией защищенного глаза.