Баба-Яга или Василиса в старости: почему старушка одних героев ела, а другим помогала

Баба-яга — персонаж, который кажется одновременно практически родным и до обморочной жути загадочным. Мы знаем эту милую старушку с характером с самого детства: любой сразу скажет, что она варит зелья в ступе, пугает граждан любого возраста, но иногда по каким-то своим соображениям помогает героям, живет в ветхой и скрипучей избушке на курьих ножках и дружит с нахальным говорящим котом.

Однако стоит копнуть хотя бы немного глубже — и перед нами не просто страшноватая сказочная бабка, а многослойный и многогранный архетип, древний, как сама человеческая культура. Так кто же она: злодейка, мудрая наставница или этакая ипостась забытой богини в изгнании?

Древний архетип: шаманка или богиня

Образ Бабы-яги уходит корнями в далекое прошлое, когда по всему миру существовал культ почитания женщин вообще и чрезвычайно важной для всех жителей города или деревни группы старух: ведуний, повитух, знахарок, шаманок. Заметим, кстати, ни в одной культуре к подобным делам мистического толка и близко не подпускают молоденьких девушек или благополучных многодетных мам, например.

Почему? Вероятно, потому, что в эти периоды жизни они выполняют некую другую, культурную, социальную и магическую, если угодно, функцию. А вот со всем, что связано с дорогой от жизни к смерти (или наоборот), управляются дамы постарше, поопытнее — те, кого мирские эти наши странные телодвижения волнуют в меньшей степени. Или вовсе перестали интересовать — в силу возраста хотя бы. В славянской традиции Баба-яга поразительно напоминает древнюю жрицу смерти, проводницу душ, хозяйку границы между мирами.

Ее облик объединяет черты как чисто хтонического ужаса, так и женской силы. Впрочем, не появились ли эти черты в описаниях исключительно из страха или непонимания? Нам ведь кажется жутким все, что мы не можем охватить умом, в силу его ограниченности или банального отсутствия знаний о явлении. Так, ребенок рисует черной краской неведомую Буку, а поди, на самом деле, узнай, какая там она настоящая.

«Василиса Прекрасная уходит с „подарком“ от Бабы-яги» — иллюстрация Ивана Билибина к сказке «Василиса Прекрасная»
«Василиса Прекрасная уходит с „подарком“ от Бабы-яги» — иллюстрация Ивана Билибина к сказке «Василиса Прекрасная»

Откуда у бабушки имя

Само слово «яга» может происходить от древних корней, обозначающих «злобу», «болезнь», «страх». И это еще один довод в пользу предыдущего предположения. А может, это искаженный след санскритского yoga, буквально означающего «связь, единение»? Ведь Баба-яга совершенно явным образом связывает мир живых и мир мертвых. Мир обычного и понятного — и мир неизведанного, странного, непостижимого.

Избушка на курьих ножках: дом ли это?

Загадочный дом Яги — один из самых мистических элементов славянского фольклора. Почему он стоит на ногах, которые порой еще и принимаются отплясывать, ну или хотя бы поворачиваются вместе с «телом» из бревен во все стороны, если всю конструкцию хорошенько попросить, используя специальные заветные слова?

Потому что, скорее всего, это сказочное строение — отголосок древних погребальных традиций, когда тела покойников помещали в специальные дома на возвышениях или столбах, чтобы звери не добрались, а духи могли спокойно улететь по тому маршруту, который им предписан кем-то, кто много выше и мудрее нас всех, вместе взятых. Кстати, как ни странно, некоторые племена Папуа — Новой Гвинеи до сих пор хранят своих мумифицированных предков на деревьях в таких же вот «гнездах» из веток. В этом контексте избушка Бабы-яги — это, конечно, не просто странное жилище, а настоящие ворота в мир мертвых.

И ведь не зря дом никогда просто так не открывается: он «стоит к лесу задом, а ко мне передом». Кто знает, может быть, дверь в иной мир нужно искать с другой стороны? Или самому нужно стать немножечко другим, чтобы суметь хотя бы войти в этот таинственный проем?

«Баба-яга в ступе» — иллюстрация Ивана Билибина к сказке «Василиса Прекрасная»
«Баба-яга в ступе» — иллюстрация Ивана Билибина к сказке «Василиса Прекрасная»

Баба-яга — злодейка или мудрая наставница?

Зачем же она помогает одним и пожирает других — ну или не обладает подобными гастрономическими пристрастиями, но уж точно любит этим стращать, да и безымянный череп вон у нее запросто служит фонариком, чтобы не разбить ведьмовской нос во время ночных прогулок по лесу.

Да потому, что это ее работа! Настоящий герой, независимо от пола и возраста, всегда обязан пройти испытание, доказать силу духа, смекалку, выдержку. Если нежный цветочек Аленушка или брутальный богатырь Иван чей-то сын окажутся достойны — Баба-яга в баньке заботливо помоет, за судьбинушку поговорит, накормит, снабдит волшебными предметами. Благо у нее в арсенале там много интересных вещичек. Если нет — ну так и нет, не всем быть отважными героями, и отправится персонаж на забор из человеческих костей. Костяная нога — еще один символ смерти, подчеркивающий связь Яги с загробным миром.

Но в ней ведь, очевидно, скрывается не только страшная старуха, но и хранительница знаний — кто-то же должен был, условно говоря, придумать и сделать все эти волшебные клубочки и яблочки, катающиеся по тарелочкам, правда? Кроме того, понятно же, что тот, кто умеет провожать на тот свет, знает, как с него и вернуть. Помочь родиться или вылечиться от любого недуга. А значит, бабушка наша далеко не так страшна и проста, как о ней твердит молва. Ну или какой ей самой хочется казаться — чтобы не шастали все подряд, а то жизни ведь никакой не дадут.

А что, если Баба-яга — это Василиса в старости?

Есть любопытная гипотеза: Баба-яга и Василиса Премудрая — это одна и та же персона, но в разные периоды жизни. Василиса проходит через испытания, набирается мудрости, учится управлять магией, взрослеет, матереет, стареет (ну не избежать этого никому, будь ты хоть трижды сказочная) и становится… Бабой-ягой. Не исключено, что в ее хижину, согласно круговороту сансары и поколений, попадают такие же молодые девушки, ожидающие своего посвящения. С другой стороны, Яга вполне могла быть и настоящей матерью Василисы — просто такая уж у ведьм суровая педагогика. Законы жанра вполне позволяют.

Аналоги Бабы-яги в других культурах

Образ страшной, но мудрой старухи встречается не только в славянском фольклоре. Геката (Древняя Греция) — это богиня магии и перекрестков, которая тоже сама как-то решает, кому помочь, а кого оставить блуждать в потемках. Без суженой, подарков и просто обычного нормального счастья.

Хель (Скандинавия) — еще одна любопытная дама схожей с нашей героиней наружности, хозяйка мира мертвых, управляет переходом между жизнью и смертью.

Ведьма из «Гензеля и Гретель» — печально известная гурманка и любительница детского мяса, но тоже хранящая древние знания. А есть еще мексиканские страшные старухи, североамериканские, японские и вообще азиатские интересные персонажи такого же рода. По всему видать, архетип Бабы-яги — универсальный, его вариации есть в каждой традиции.

А слуги кто?

Каждая ведьма коротает вечера в интересной компании. И, конечно, полагается на своих помощников. У Яги это чаще всего кот — традиционный магический проводник, связанный с духами. В любой культуре так или иначе признают, что кошки запросто ходят по всем мирам разом — странно было бы не воспользоваться такими роскошными свойствами.

Есть и гуси-лебеди — символы шаманского полета, души умерших, еще одни переносчики между Правью, Навью и Явью. Часто в сказках фигурируют говорящий ворон (тут же вспоминается живая и мертвая вода), змея («все яд, и все лекарство»), лягушка — все эти существа связаны с колдовскими практиками. Ну или целительством.

Баба-яга сегодня: почему она не устаревает?

Этот образ живет в культуре в наш век Бэтменов и кукол «Монстер хай» не только благодаря сказкам — есть, впрочем, подозрение, что эти древние архетипы все равно упрямо прорастут сквозь какие угодно мифы и заимствования, как подорожник или крапива.

Баба-яга появляется в кино, книгах, комиксах, эзотерических учениях. Она символизирует мудрую дикость, первозданную силу, которую общество разом и боится, и почитает.

Ирония в том, что когда-то Баба-яга могла быть великой богиней или жрицей, а затем зачем-то превратилась в «старую каргу». Но и карга, как оказалось, весьма жизнеспособна — или достаточно прозорлива, чтобы не показывать своей истинной сущности.

То есть может-таки статься, что это не утерянная богиня, а спрятавшаяся — и отыскать ее проще, чем кажется. И главное — она умеет смеяться и порой довольно зло шутить над теми, кто ее боится. Так что, может, стоит не пугаться, а попросить у нее совета? Если, конечно, вы готовы продраться сквозь темную лесную чащу и пройти испытание, чтобы стать старше, мудрее и честнее. Стать героем, а уж какой сказки — решать вам.

Оксана Файрклоуг