Здесь временная воронка! Какие тайны скрывает парк «Коломенское» в Москве

Голосов овраг в «Коломенском» находится в стороне от самых популярных туристических и экскурсионных маршрутов заповедника. Но это место с таинственной и даже мистической историей. О загадках оврага — в материале aif.ru.

Источник: Аргументы и факты

Обычное место

Названий за все время своего существования Голосов овраг сменил много. Казенный, Дворцовый, Царский… Даже его современное наименование может быть неправильным. По одной из теорий, овраг на самом деле «Власов». Вот только от какого слова оно образовано — «волоса», или имени языческого бога Велеса — точно неизвестно.

Достопримечательностей тут не много. На склонах растут редкие растения, по дну течет тонкий Коломенский ручей. Интерес могут представить лишь две вещи: Гусь-камень, названный так из-за своей формы, да Девичий, похожий на панцирь черепахи.

Но если начать разбираться подробнее, быстро становится понятно, что первое впечатление обманчиво. Неприметный ручеек никогда не замерзает: независимо от времени года его температура держится на отметке в +4 градуса. По легенде, родники, дающие течение ручью — следы коня Георгия Победоносца, который после победы над змеем проскакал здесь. Удары копыт разбили землю, дав волю скрывавшейся под ней воде, которая с того момента обладает целительной силой.

Разумеется, у мифа есть и другая версия. Согласно ей, битва с чудовищем проходила именно здесь. Змей был повержен, но конь Георгия Победоносца, смертельно раненный, погиб. Его голова, покатившись по склону, превратилась в Гусь-камень, который с определенного ракурса действительно напоминает череп коня. Это поверье наделяет не только воду, но и камень, лежащий в овраге, мистическими силами: мужчины, коснувшись «Гуся», получают силы и удачу, необходимые в ратных подвигах. Правда, здесь редко можно встретить военных, пришедших за благословением скакуна.

Совсем другое дело с Девичьим камнем: круглый год вокруг него можно увидеть аккуратные протоптанные дорожки. Сюда, как легко догадаться из названия, приходят девушки и женщины всех возрастов. Еще с давних лет пошло поверье, что, если просидеть несколько минут на камне, это поможет решить проблемы с детородностью. Правда, в современной интерпретации городского мифа, сейчас Девичий помогает не только с бесплодием, но и со всеми возможными проблемами, укрепляя здоровье и избавляя от недугов.

Голоса и духи

Частенько рассказывают истории и о безутешном девичьем плаче, который можно услышать, если очень хорошо прислушаться на дне оврага. Среди местных крестьян ходило поверье, что плачет одна из служанок, работавших при царском дворе. Узнав, что девушка забеременела, ее любовник, вероятно, знатного сословия, отказался от нее. Не пережив трагедии, служанка умерла, и теперь своим плачем предупреждает посетителей оврага о скорой беде в личной жизни, будь то расставание или тяжелая болезнь любимого.

Но, если о мистической силе камней и воды можно говорить до хрипоты, сводя все к банальным совпадениям и эффекту плацебо, а голоса списывать на шум ветра, то с письменными источниками, рассказывающими о паранормальном в Голосовом овраге спорить сложнее.

Первое упоминание таинственной низины можно найти в «Софийском временнике», где описывается история, произошедшая в 1621 году. Тогда перед воротами выездного государева дворца, стоявшего тогда территории Коломенского, появился отряд конных татар. Стрельцы немедленно пленили воинов, которые рассказали, что принадлежат к войску хана Девлет-Гирея. Только вот его воинство пыталось взять Москву 50 лет назад, в 1571. Отряд крымских татар, отступая от преследующих их защитников столицы, спустился в овраг, окутанный туманом.

Туман, к слову, регулярно упоминается в историях с перемещением во времени: так, в 1832 году, в газете «Московские ведомости» была опубликована история крестьян Архипа Кузьмина и Ивана Бочкарева.

Возвращаясь ночью домой, мужчины решили сократить дорогу через Голосов овраг, окутанный туманом. Потерявшись в дымке, найти выход они смогли только после того, как «заросшие шерстью люди» показали им обратную дорогу.

Как оказалось, с момента их спуска прошло уже двадцать лет. По документам Полицейского управления за период с 1825 по 1917 года это не единственное исчезновение, произошедшее в местности: жители Коломенского, Садовников, Дьяково и Новинки неоднократно пропадали без вести рядом с Голосовым оврагом.

Тайны оврага

Еще одно упоминание «волосатых людей» можно найти уже в советской прессе. Статья «Пионеры ловят Лешего», опубликованная в 1926 году, сейчас может показаться просто фантастической.

Незадолго до написания этого текста, милиционер, проходивший по Голосову оврагу, наткнулся в тумане на «заросшего шерстью дикаря». Рост непонятного создания превышал два с половиной метра. Не разобравшись, что или кто перед ним находится, милиционер отстрелял целую обойму, прежде чем морок растворился. К поиску существа присоединились местные школьники и пионеры, но, вероятно к лучшему, ничего не смогли найти.

Первые источники, рассказывающие о непонятных «дикарях», можно найти среди хроник времен Ивана Грозного, с которым связаны еще несколько историй Голосова оврага.

По легенде, там и на территории старого погоста Храма Усекновения Иоанна Предтечи часто являются привидения. Чаще всего упоминают «дев в белом и с распущенными волосами», которых причисляют к многочисленным жертвам Ивана Грозного.

По одной из версий, плачь не дворцовой служанки, а именно этих духов можно услышать на дне оврага. По другой, «девы в белом» стали причиной, по которой археолог Игнатий Стеллецкий оставил свои поиски царской библиотеки, предположительно лежащей под Дьяковским холмом, на котором лежит церковь.

Странных историй об овраге еще много — здесь видели призраки усопших царей и императриц, компасы на его дне сходят с ума, а механические часы начинают сбоить.

Суеверия и городские легенды

Верить в истории, которые окружают Голосов овраг, стоит с легкой осторожностью. Проверить работоспособность часов и компасов может любой желающий, но вот путешествия во времени и загадочные видения могут оказаться выдумкой.

«Новость о пропаже двух крестьян, опубликованная в “Московских ведомостях” — фейк из девяностых годов, и ничего больше, — прокомментировали в пресс-службе “Коломенского”. — И воспоминания путешественника Адама Олеария, опубликованные в 1647 году — “Описание путешествий в Московию, Тартарию и Персию” — хоть и упоминают село Коломенское, дальше приводят ошибочную историю про Ивана Грозного. На этот документ иногда ссылаются, говоря о мистике на территории “Коломенского”».

Кто исказил факты, сказать сейчас сложно — был это сам Олеарий, пожелавший разнообразить свои дорожные записи, или его проводники, передававшие слухи и местные легенды? Так или иначе, часть фантастических мифов можно смело списывать на богатое воображение наших предков. Вопрос лишь один — что делать с оставшейся частью, которой нет рационального объяснения?