Многолетний прогресс
На сегодняшний день более 86% населения мира умеют читать и писать, следует из последних данных Института статистики ЮНЕСКО. Этот показатель удалось существенно повысить с 1979 года, когда грамотным было всего 68% населения. Тем не менее количество безграмотных людей по-прежнему большое: «несмотря на согласованные усилия стран по всему миру», около 763 млн молодых и взрослых людей по-прежнему не имеют базовых навыков грамотности и счета. Две трети из них — женщины. Уровень грамотности мужчин в возрасте от 15 лет составляет 90%, в то время как среди женщин этот показатель составляет 82,7%, обращает внимание World Population Review — независимая организация, которая занимается переписью населения и демографией.
Ситуация существенно различается в зависимости от региона. В развитых странах уровень грамотности взрослого населения, как правило, составляет 96% или выше. При этом в наименее развитых государствах средний уровень грамотности составляет всего 65%.
Почти половина неграмотных людей, согласно данным ЮНЕСКО, проживает в Южной Азии, 27% — в странах Африки к югу от Сахары, 10% — в Восточной и Юго-Восточной Азии, 9% — в Северной Африке, около 4% — в Латинской Америке и Карибском бассейне, еще 4% — в Западной Азии.
«Бедность и неграмотность, как правило, идут рука об руку. Образование часто менее доступно в бедных районах. Более того, даже если образование доступно, семья, испытывающая трудности, может нуждаться в том, чтобы их дети работали и зарабатывали деньги, а не ходили в школу», — обращает внимание World Population Review.
Тем не менее, как отмечают в ЮНЕСКО, за последние десятилетия в области грамотности произошел огромный прогресс. Но три года назад на его пути встало препятствие в виде пандемии.
Эхо COVID-19
Пандемия коронавируса вызвала самые серьезные нарушения в образовании за столетие, утверждают в ЮНЕСКО.
Согласно докладу Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), опубликованному в марте 2021 года, в течение года после вспышки пандемии школы были полностью закрыты для 168 млн детей. Учителя вели уроки онлайн с помощью различных платформ, а ученикам пришлось обучаться, не выходя из дома. Около 214 млн детей — то есть каждый седьмой ребенок в мире — были вынуждены пропустить более 75% очного обучения.
«С каждым днем дети, не имеющие доступа к очному обучению в школе, отстают все больше и больше, а хуже всех приходится детям, оказавшимся на обочине общества», — отмечала исполнительный директор ЮНИСЕФ Генриетта Фор.
Во многих странах по всему миру обратили внимание, что локдаун в связи с распространением COVID-19 сказался на уровне грамотности населения. Роспотребнадзор еще в январе прошлого года признал наличие предпосылок к снижению качества знаний у школьников на фоне пандемии, отметив, впрочем, что цифры, о которых идет речь, не говорят о катастрофе. Как констатировали в ведомстве, незначительное понижение уровня знаний было зафиксировано у школьников в тех субъектах, где обучение на удаленке было продолжительным. Причем речь идет о предметных областях, в которых необходимо использование лабораторного оборудования. В гуманитарном блоке такой ситуации не наблюдалось, а математическая и читательская грамотность даже выросла.
В других странах, судя по имеющейся статистике и публикациям в СМИ, ситуация далеко не такая оптимистичная. Исследования, проведенные в странах с низким и средним уровнем дохода, продемонстрировали значительные общесистемные потери в обучении, говорится в докладе ЮНЕСКО 2021 года. Например, согласно результатам, полученным из двух штатов Мексики, там наблюдались значительные потери в обучении чтению и математике среди учащихся в возрасте 10−15 лет.
Существенные потери в обучении были даже в странах с высоким уровнем дохода, где есть возможность быстро организовать онлайн-занятия в режиме реального времени, отметили в ЮНЕСКО. Больше всего о проблемах в этой сфере говорят американские и британские СМИ. Согласно Национальной оценке прогресса в образовании в США, средние показатели девятилетних учащихся в 2022 году снизились на пять баллов по чтению (с 220 до 215 из 500 возможных) и на семь баллов по математике (с 241 до 234 из 500 возможных) по сравнению с 2020 годом. Это самое большое снижение среднего балла по чтению с 1990 года и первое снижение успеваемости по математике за все время ведения статистики (с 1973 года).
«Тревожную тенденцию» отметили в Брукингском институте: в 2020—2021 учебном году разрыв в результатах тестов между учащимися начальных школ с низким и высоким уровнем бедности увеличился примерно на 20% по математике и на 15% по чтению.
Больше всего отстали дети чернокожих и латиноамериканцев, а также дети из малообеспеченных семей, люди с ограниченными возможностями и те, кто не говорит бегло по-английски, отмечает The New York Times.
«Результаты тестов учащихся, даже начиная с первого, второго и третьего класса, на самом деле вполне предсказывают их дальнейшие успехи в школе и их образовательные траектории в целом», — приводит издание слова директора Института Анненберга при Университете Брауна, который специализируется на неравенстве в образовании, Сюзанны Леб.
В Великобритании учителя предупредили о «кризисе чтения» в школах: по их словам, некоторые ученики средних классов могут понимать только книги, предназначенные для шестилетних детей, писала Daily Mail. Издание сослалось на исследование 2021 года, согласно которому каждый пятый 11-летний школьник не умеет читать в соответствии с ожидаемым стандартом.
В случае с детьми, которые изначально отставали больше всего, мы столкнулись с реальным кризисом. Это настоящий шторм: учителей все еще нет, а школы перегружены.
Проблемы были и раньше
Впрочем, винить во всем пандемию не стоит: она лишь усугубила уже существовавшую проблему. До COVID-19 минимального уровня чтения не достигли 617 млн детей и подростков, следует из данных ЮНЕСКО. Как объясняет организация, этот уровень предполагает, что ребенок читает и понимает большую часть слов, особенно знакомых, и извлекает определенную информацию из предложений.
Как обращает внимание NYT, результаты национальных и международных экзаменов 2019 года показали стагнацию или снижение успеваемости американцев по чтению, а также увеличение разрыва между учениками с высокими и низкими показателями успеваемости. Причины такой ситуации многогранны, но многие эксперты, как следует из публикации, объясняют это нехваткой преподавателей, обученных фонетике и фонематическому знанию — основным навыкам связывания звуков разговорного языка с написанными буквами.
О том, что пандемия стала лишь фактором, усугубившим проблему, говорит и Уилл Миллард. По оценкам Национального фонда грамотности, 16,4% взрослого населения Англии, или 7,1 млн человек, имеют «очень низкие навыки грамотности». Это значит, что они способны самостоятельно понимать короткие простые тексты на знакомые темы и получать информацию из привычных источников, но все, что сложнее этого, вызывает проблемы.
Многие взрослые не хотят признавать свои проблемы, связанные с грамотностью, и просить о помощи. Один из наиболее важных аспектов поддержки взрослых с низким уровнем грамотности — повышение их самооценки и убеждение их в преимуществах улучшения навыков чтения и письма.
Борьба за грамотность
Для повышения уровня грамотности мирового населения нужны совместные усилия при разработке решений и способов их финансирования, отмечает ЮНЕСКО. Для этого в 2016 году был создан Глобальный альянс за грамотность (GAL). Сегодня в него входят 30 стран. Своей целью альянс ставит пропаганду важности грамотности среди молодежи и взрослых, а также эффективное и скоординированное стимулирование усилий по повышению уровня грамотности в странах, где в этом нуждаются больше всего. GAL ведет свою деятельность по пяти направлениям: политика и планирование; равенство и инклюзивность; инновации; мониторинг данных; партнерство и сотрудничество.
«Эти направления ориентированы на молодежь и взрослых из наиболее обездоленных слоев общества, чтобы поддержать развитие их навыков грамотности и счета и, следовательно, их потенциала для прогресса в личной, общественной и трудовой жизни», — говорится на сайте альянса.
Многие страны пытаются решить проблемы и самостоятельно, не опираясь исключительно на международные организации. Так, в США в прошлом году правительство заложило в бюджет $122 млрд, чтобы помочь учащимся восстановиться после пандемии. Это стало крупнейшей инвестицией в американские школы, отмечает NYT. Как минимум 20% от этой суммы планировалось потратить на решение проблемы академического отставания.
Кроме того, согласно недавнему анализу Института Альберта Шенкера, почти каждый штат страны принял законы о чтении и грамотности. В Нью-Йорке минувшей весной началась масштабная реформа учебной программы, так как в сотнях государственных школ в течение последних двух десятилетий обучали чтению «неправильно».
Корень проблем видят в неправильной методике преподавания не только в США. Либерал-демократы в Великобритании также призвали к пересмотру стандартов чтения и большим вложениям со стороны правительства в программы для повышения уровня этого навыка, писало The Independent. Чтобы компенсировать потери в обучении после пандемии, правительство решило выделить 5 млрд фунтов стерлингов. Вместе с тем политики настраиваются на то, что на решение проблемы уйдут годы.
«Вызывает тревогу тот факт, что может потребоваться десятилетие, прежде чем разрыв в успеваемости между учениками из малообеспеченных семей и другими детьми вернется к тому уровню, который был до пандемии COVID-19», — говорится на сайте британского парламента.
Проблемой грамотности также озабочены и в Южной Африке. Как пишет Би-би-си, образование — одна из крупнейших статей расходов правительства ЮАР. Несмотря на это, показатели грамотности в стране довольно пессимистичные. В исследовании Progress in International Reading Literacy Study страна заняла последнее место из 57. Неграмотность среди южноафриканских детей выросла с 78% в 2016 году до 81% в 2021-м, что, с точки зрения министерства образования, стало результатом закрытия школ во время пандемии.
«Борьба Южной Африки со своей системой образования имеет давнюю историю. Значительное неравенство между чернокожими и белыми учащимися — это следствие сегрегации детей при апартеиде», — указывает издание.
Что касается Азиатско-Тихоокеанского региона, на сегодняшний день система образования там трансформируется таким образом, чтобы учащиеся могли наверстать упущенное, а также чтобы предоставить некоторым наиболее обездоленным группам населения более инновационные решения в области образования, отмечает ЮНЕСКО.
Лидия Мисник