Как сообщается в релизе университета, «охота на ведьм» была широко распространена в Норвегии в XVI и XVII веках. Согласно приведенным данным около 750 человек за это время были обвинены в колдовстве и около 300 из них были приговорены к смертной казни. Причем многие из этих несчастных были сожжены на кострах.
Исследователи также отмечают, что среди казненных «колдунов» значительной была доля саамов. Например, из 91 человека, приговоренного к смертной казни в Финнмарке за указанный выше период, 18 были саамами. К слову, исходным материалом для исследования послужили сохранившиеся судебные протоколы тех времен. Их изучение позволило раскрыть некоторые подробности процессов.
Так, команда историка Эллен Альм из протоколов суда установила, что в колдовстве были обвинены трое саамов: Финн-Кристин, Анне Аслаксдаттер и Хенрик Мерокер. Последний из них в итоге был приговорен к смертной казни. «Поскольку многие саамы имели имена, звучащие по-норвежски, возможно, их было еще больше», — отмечают ученые.
Историки установили несколько потенциальных причин, по которым ужасное преследование за колдовство было окончательно прекращено в XVIII веке. Сообщается, что во время процессов над «ведьмами» в XVI и XVII веках применение пыток для получения признаний было незаконным, а осужденным «преступникам» запрещалось выступать в качестве свидетелей. Это означало, осужденная «ведьма» не могла раскрыть имена других «ведьм».
«Однако нередко в делах о колдовстве закрывали глаза на закон, — говорит соавтор работы Шетнер Скаар. — Применялись пытки, а осужденных “ведьм” заставляли называть своих сообщников. Буква закона интерпретировалась очень по-разному, и это приводило ко многим судебным процессам над ведьмами. Но в конце XVII века судебная практика начала меняться. Некоторые судьи стали более строгими, требовали надлежащих доказательств и перестали мириться с применением пыток».
К концу XVII века все больше и больше судей следовали закону фактически, что затрудняло передачу дел о колдовстве в суды. «Как можно доказать мнимое преступление, если уже неприемлемо принуждать кого-либо к признанию?» — таким вопросом задаются современные исследователи, отметив, что когда преследование за колдовство прекратилось, появился другой механизм, позволяющий контролировать и бороться с саамской религией: на сцену вышли миссионеры.