Диадему, которая датируется II веком до нашей эры, обнаружили в конце 1870-х на Таманском полуострове — между хутором Артюхова и горой Цымбалы. Это особое украшение с геракловым узлом, которое наши предки использовали в качестве защитного оберега. Согласно данным, полученным исследователями, такие вещи служили своим обладателям в «переломные моменты жизни» — считалось, что изделия обладают магической силой.
Особое внимание привлекают крупные густо-вишневые, почти черные альмандины. Это минералы, являющиеся наиболее твердой и распространенной разновидностью гранатов. Их можно отнести к группе полудрагоценных камней. В зависимости от освещения альмандины выглядят то красно-коричневыми, то черно-фиолетовыми. Такие эффекты в том числе дают примеси железа, кальция, алюминия и магния.
«Большей твердостью от альмандинов отличаются лишь похожие на них по окраске рубины. Ювелирными образцами альмандинов (название минерала является искаженным словом “Алабанда” — так в Малой Азии назывался город) считаются только прозрачные альмандины. Их цена превышает стоимость пиропов».
Любопытна и скульптурная композицию, которую автор работы поместил над гранатовыми альмандиновыми вставками. В самом центре диадемы можно различить летящего орла, несущего в когтях нагого мальчика. Это отсылка к истории о похищении Ганимеда. Сам миф упоминается в «Илиаде». Так, пораженный красотой юноши Зевс приказал своей священной птице — собственно, орлу — принести мальчика на Олимп.
«Там Ганимед обрел бессмертие, а история его похищения стала одним из самых популярных сюжетов в античном искусстве», — напомнили в музее, уточнив, что облик юноши на диадеме несколько обескураживал исследователей.
Дело в том, что он был не похож на Ганимеда (перед нами явно не отрок, но младенец с маленькими крылышками).
Позднее археолог-антиковед Мария Максимова в статье «Миф о похищении Ганимеда в передаче боспорского мастера» отметила, что фигурка Эрота была добавлена вместо изображения Ганимеда, утраченного владельцем".
Ранее в музее продемонстрировали находки в тайниках вокруг могилы сарматской царицы. Особенно поразила археологов золотая диадема, которая стала главной находкой кургана. Изделие сочетает в себе элементы греко-римского искусства и сарматского полихромного звериного стиля. Изображения различных животных, к слову, как раз характерны для сарматской культуры. При этом в ряде предметов наблюдаются вставки из разноцветных камней и цветных стекловидных масс. Такие предметы обычно находят в местах захоронения жрецов и жриц — это подчеркивает особое отношение людей к ним.
Напомним, что сарматов относят к древнему кочевому народу. Его представители населяли степные территории Евразии от Дуная до Аральского моря. Было это в период с III века до н. э. по IV век н. э.