«Работа по возрождению и сохранению московской старины активно продолжалась и в 2024 году. Исторический облик вернули еще 157 объектам», — написал Собянин.
Он отметил, что историки насчитали порядка 60 московских памятников архитектуры, связанных с именем Александра Пушкина. В 2024 году, к 225-летию со дня рождения поэта, завершили реставрацию в одном из старейших зданий Арбата — в Мемориальной квартире А. С. Пушкина. В этом доме поэт жил в течение нескольких месяцев в 1831 году после свадьбы с Натальей Гончаровой.
Уточняется, что специалисты привели в порядок балкон и кровлю, укрепили стены, вернули зданию исторический цвет. В интерьерах особое внимание уделили лепному декору потолка: карнизам и розеткам, а также паркету, воссоздав его оригинальный рисунок. Кроме того, привели в порядок деревянные лестницы и исторические печи. Во времена Александра Пушкина они служили источником тепла, а сейчас обеспечивают необходимую циркуляцию воздуха — внутри зашита сложная система вентилирования, соответствующая современным стандартам.
Как указано, в подвале здания долгое время была нарушена гидроизоляция, сквозь стены проступала вода. Специалистам удалось осушить помещение, благодаря чему в музее появилось дополнительное пространство, где разместили экспозицию об истории Арбата.
Хирургически тонкими мэр Москвы назвал работы, проведенные в церкви Святых Апостолов Петра и Павла на ул. Новая Басманная. Ее построили в 1705 году по указу Петра I на пожалованные им средства. По легенде, император лично принимал участие в составлении чертежей.
Так, реставраторы привели в порядок фасады в стиле московского барокко, чугунную лестницу, своды, арки и перекрытия. Под куполом высотой 45 м за пятью слоями обоев они обнаружили 40 шедевров церковной масляной живописи. Обои сняли офтальмологическим скальпелем длиной всего 2,2 см. На участках, где живопись не сохранилась, выполнили свежие росписи с учетом исторических сюжетов и стиля.
Один из самых крупных объектов, где в 2024 году работали реставраторы, — Дом артистов Большого театра в Брюсовом переулке. Его построили по проекту архитектора Алексея Щусева. Там жили оперные певицы Антонина Нежданова и Надежда Обухова, дирижер Николай Голованов, художник, автор эскизов звезд на кремлевских башнях Федор Федоровский, скульптор, создатель «Девушки с веслом» для Парка Горького Иван Шадр.
«Специалисты восстановили фасад, оформленный в стиле сталинского ампира, тяги, карнизы, филенки, лепнину и металлические декоративные элементы. В порядок привели балконы, лепной декор подъездов, лестницы с дубовыми поручнями, двери, окна и кованое оформление лифтовых шахт. В подъездах восстановили напольное покрытие из метлахской плитки. В каждом подъезде раскладка уникальная — рисунок и расцветка не повторяются. Сохранившуюся плитку тщательно отреставрировали и воссоздали по ней утраченные детали», — говорится в сообщении.
Подчеркивается, что завершились работы и в здании клуба завода «Каучук». Образец московского конструктивизма построили по проекту Константина Мельникова. На сцене этого клуба ставили «Гамлета» герои фильма «Берегись автомобиля». Сегодня здание снова выполняет историческую функцию — в нем расположен культурный центр Сеченовского университета. Реставрация там продолжалась два года. Под поздними обшивками в потолке зрительного зала специалисты обнаружили проем светового фонаря, несколько оконных и дверных рам с подлинной фурнитурой. На полу в зале и фойе сохранились дощатые полы. По историческим чертежам реставраторам удалось восстановить дверные проемы. А благодаря архивным фотографиям на центральный вход вернули массивные деревянные двери.
Еще один объект реставрации 2024 года — колокольня храма во имя святой великомученицы Екатерины Николо-Рогожской на ул. Бауманская. Это единственное уцелевшее здание из храмового комплекса старообрядцев XIX — начала ХХ века. Колокольня находилась в аварийном состоянии, многие декоративные элементы были утрачены, поэтому реставраторам пришлось провести большую и кропотливую работу. Сначала они сняли отошедшую штукатурку, привели в порядок кирпичную кладку и укрепили фундамент. Затем по архивным фотографиям воссоздали карнизы, декоративные ниши и элементы, вернули на историческое место керамическое панно над аркой и золоченые кресты. Отдельное внимание уделили реставрации покрытия кровли из керамического лемеха.
Кроме того, работы прошли в Каменных палатах XVII века на Большой Ордынке. Это одно из немногих зданий, переживших пожар 1812 года. За более чем 300 лет усадьбу неоднократно перестраивали. После революции она вошла в промышленно-фабричный комплекс: на нижних этажах расположили склады и мастерские, а на верхних — рабочие помещения.
Как указано, к началу реставрации памятник архитектуры много лет не эксплуатировался и был в аварийном состоянии, местами отсутствовала кровля. Специалисты укрепили и обработали стены, дополнили кладку и восстановили перекрытия. После этого по сохранившимся фрагментам и архивным документам привели в порядок внутреннее убранство, в том числе карнизы и полы. Два корпуса реставрировали так, чтобы прослеживались черты XVII и XIX столетий. В том числе из-за этого две части усадьбы окрасили в разные цвета. Реставрация также позволила вернуть зданию его историческую функцию — теперь оно вновь станет жилым.
Отмечается, что в 2024 году также завершилась комплексная реставрация Кригскомиссариата на Космодамианской набережной, построенного в
По словам Сергея Собянина, в 2025 году планируется завершить работы еще почти на 150 объектах культурного наследия. В их числе — Египетский павильон усадьбы Останкино, здание биржи на Ильинке, а также два грота и ограды у домика причта и Красного двора усадьбы Кузьминки.