Пять главных выставок зимы: что покажут в московских музеях

Искусство на сломе столетий и в переулках эпох, поп-арт и современность глазами нижегородских художников — на выставках в столице можно будет увидеть работы признанных мастеров и молодых экспериментаторов.

«Испанская коллекция. Из собраний российских музеев»

В Пушкинском музее зимой проходит «испанский сезон», объединивший несколько выставок. Также их дополняют традиционные музыкальные «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Центральный проект «Испанская коллекция» объединил более 50 живописных и графических работ Эль Греко, Веласкеса, Гойи и других художников. В экспозицию вошли как признанные шедевры, так и менее известные широкому зрителю произведения из коллекций Пушкинского музея и Эрмитажа. Две работы приехали в Москву из Смоленска («Святая Юста (Руфина)» Франсиско де Сурбарана) и Твери («Философ» Хосе де Риберы).

Выставка рассказывает историю развития испанской живописи от маньеризма до импрессионизма. Особое внимание уделено тому, как эти работы попали в Россию: об этом рассказывается на этикетках.

Сегодня самой крупной коллекцией произведений испанской живописи (более 150 работ) за пределами Испании обладает Эрмитаж. Она формировалась с XVIII в., во многом благодаря российским императорам. Сначала Екатерина Великая выкупила порядка 200 произведений у английского премьер-министра Роберта Уолпола и из ряда других собраний. Затем Александр I приобрел 84 картины у амстердамского банкира Уильяма Кузвельта, лично посетив его галерею.

В 1930-е гг. часть испанской коллекции Эрмитажа была поделена между другими музеями СССР. Сегодня, спустя 100 лет, некоторые из них, включая парные портреты Бартоломе Мурильо и натюрморты Антонио Переды, впервые встречаются вновь.

Наиболее именитые художники, такие как Веласкес, Эль Греко или Рибера, представлены на выставке парой-тройкой работ, зато отдельный зал выделен под произведения Гойи, а картинам Мурильо отведена целая стена Белого зала. Экспозиционное решение выставки далеко не случайно. В интервью «Ведомости. Городу» куратор Светлана Загорская, ведущий научный сотрудник отдела искусства старых мастеров Пушкинского музея, отметила, что современный зритель давно потерял связь между испанской живописью и тем контекстом, в котором она создавались: «Мы воспринимаем эти картины как музейные экспонаты, в то время как писались они преимущественно для храмов, монастырей или домовых церквей». Архитектура Пушкинского музея отчасти восполняет этот пробел. «Белый зал музея — это настоящая базилика, а колоннада напоминает дворец Прадо, поэтому никакой выставочной застройки даже не потребовалось», — говорит куратор. Посвященный искусству XIX в. зал решен как антикварная лавочка, а живопись и графика дополнена скульптурой и керамикой. «К XIX веку искусство в глазах просвещенной публики окончательно утратило свою религиозную функцию, оно совершенно свободно покупалось и продавалось», — подчеркивает Загорская.

До 4 февраля 2024 г.

«Герои и современники Серебряного века»

В нескольких залах исторического здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке до конца весны следующего года проходит выставка «Герои и современники Серебряного века». Несмотря на консервативный формат экспозиции — стандартная развеска и витрины и отсутствие модных иммерсивных приемов, — погружение в атмосферу культуры рубежа XIX и XX вв. зрителю гарантировано. О том, насколько бурной и разнообразной она была, свидетельствуют обложки художественных журналов, театральные афиши, манифесты и другие документы эпохи.

Костяк экспозиции составляют происходящие из собрания Третьяковки графические работы таких разных художников, как Валентин Серов и Казимир Малевич, Александр Бенуа и Василий Кандинский, Михаил Врубель и Михаил Ларионов. Все они внесли свой вклад в переосмысление классических канонов портретной, пейзажной, жанровой и иной живописи. Но при этом их прорывные идеи не сводятся к единому стилистическому знаменателю. Именно поэтому разнообразие художественных поисков в русском искусстве рубежа веков не сводится к понятиям «модерн» или «символизм». Заменой для них стал термин «Серебряный век», поэтическое очарование которого и предлагается ощутить на себе зрителю.

До 19 мая 2024 г.

«Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство»

Еврейский музей и центр толерантности принимает проект «Энди Уорхол и русское искусство», который в прошлом году показывался в Санкт-Петербурге. Состав работ на московской выставке организаторы несколько пересмотрели. В результате проект полностью удовлетворяет ожидания массового зрителя, но вместе с тем местами способен удивлять. В экспозицию вошли свыше 60 работ Уорхола и полсотни произведений современных российских художников, некоторые из них создавались специально под этот проект. Произведения короля поп-арта на выставке — это преимущественно тиражные работы, созданные бельгийской компанией Sunday B. Morning, с которой Уорхол начал работать в 1970 г. Затем между сторонами возникли творческие разногласия, но компания продолжила печатать отдельные серии работ Уорхола. Некоторые из них, например «Цветы», представлены на выставке экземплярами из «открытого тиража» (т. е. работы продолжают печататься до сих пор). Это лишь подчеркивает, что вопросы авторства произведений искусства для самого Уорхола всегда были предметом иронии и даже критики.

«Главный интерес выставки для зрителя состоит в том, что она помогает разобраться в истории современного искусства. Как банка супа “Кэмпбелл” стала одним из ключевых образов в искусстве ХХ в.? За счет чего поп-арт стал настолько актуальным и востребованным? Почему его история продолжается по сей день? Наша выставка отвечает на эти и многие другие вопросы и одновременно с этим пытается осмыслить советскую историю через приемы поп-арта», — рассказала «Ведомости. Городу» куратор проекта Яна Звенигородская. Помимо очевидных рифм в работах авторов, которые напрямую вдохновлялись творчеством Уорхола (Владислав Мамышев-Монро, Авдей Тер-Оганьян), на выставке есть и неожиданные экспонаты — например, «Картина с калачом» Оскара Рабина в разделе выставки под названием «Шоппинг». На первый взгляд пересечений между ярким поп-артом и мрачноватым советским нонконформизмом немного, но потом становится заметной параллель между этикетками на бутылке молока у Рабина и банке супа «Кэмпбелл» у Уорхола. Интересным решением стало совмещение в едином пространстве двух разделов выставки «Среда обитания» и «Деньги»: Уорхол, для которого коммерция была неотделима от творчества, такой подход наверняка бы оценил.

До 18 февраля 2024 г.

«Хроника цветущих событий»

Совсем недавно Нижний Новгород был объявлен победителем федерального конкурса «Культурная столица года — 2024». За последние несколько лет многие из нижегородских выставочных проектов по своей посещаемости и резонансности догнали московские и петербургские, а работы молодых авторов из Нижнего регулярно выставляются на главных ярмарках современного искусства, таких как московские Cosmoscow, blazar или петербургская «1703». Ставку на этот тренд решила сделать столичная галерея «Триумф», где до конца января работает проект-путеводитель по современной нижегородской арт-сцене «Хроника цветущих событий». Выставка подготовлена совместно со студией «Тихая» и объединила произведения более 20 авторов.

В работах большинства из них прослеживается влияние уличного бэкграунда: Нижний уже давно называют одной из столиц российского стрит-арта. С него многие художники либо начинали, либо продолжают им заниматься и сегодня.

Самый яркий пример — работы команды Bomse. Их одновременно яркому и мрачному, но неизменно ироничному творчеству был посвящен отдельный стенд галереи 9Б на последнем выпуске московской ярмарки молодого современного искусства blazar в сентябре 2023 г. Уличное искусство на выставке также представлено фотографиями проектов художников Льва Кайса, Никиты Этогде, команды The.lovemarket. Экспозицию дополняют книги, зины и журналы, изданные участниками выставки. Круг тем, поднимаемых этими и другими авторами, довольно широк — от осмысления последствий аварии на Чернобыльской АЭС в графике Лены Лисицы до актуального сегодня думскроллинга (навязчивого погружения в новостную повестку) в живописи и объектах Никиты Пирумова.

До 21 января 2024 г.

«Группа “13”. В переулках эпохи»

Первый проект Музея русского импрессионизма в 2024 г. будет посвящен творчеству московской группы «13». По словам организаторов, зрителям предоставят возможность «заглянуть в “переулки” отечественного искусства 1930-х гг. — мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов». «В 20-е и 30-е гг. ХХ в. в СССР было большое количество разных художественных объединений. Художники группы “13” преимущественно изображали в своих работах городскую жизнь, которая интересовала их в бытовых, не парадных деталях», — отметила куратор выставки Надежда Плунгян в разговоре с «Ведомости. Городом».

На двух этажах музея разместятся более 300 работ из 17 музейных и 13 частных собраний, включая произведения, которые почти никогда не выставляются. Несмотря на то что в экспозиции будут преобладать графические работы, зритель впервые сможет подробно ознакомиться и с живописным наследием группы. Названная по количеству участников первой выставки, прошедшей зимой 1929 г. в Доме печати на Никитском бульваре, группа официально просуществовала всего несколько лет, но художественные поиски участников продолжались вплоть до 1970-х гг.

«На выставке будут представлены работы не только советских художников, но и их западноевропейских коллег, на творчество которых они ориентировались», — подчеркивает Плунгян, отмечая, что речь идет о произведениях Эдгара Дега, Рауля Дюфи, Мориса де Вламинка и других авторов. Все они будут органично встроены в экспозицию и позволят зрителю самому проводить визуальные параллели. Из отечественных авторов куратор советует в первую очередь обратить внимание на произведения Владимира Милашевского, Татьяны Мавриной, Александра Древина и Романа Семашкевича; работы последнего особенно редко выставляются.

C 8 февраля по 2 июня 2024 г.