«Невротики не переживают, когда собеседник ставит удаление неправильно, но раздражаются, когда видят опечатки. Неуживчивые и нетерпимые люди часто демонстрируют “аллергию” на грамматические ошибки. Это связано с тем, личностные черты индивидуальны, все люди имеют разные требования внимания к деталям и разный уровень эмоциональной чувствительности», — объяснил он.
По словам психолога, опечатки в тексте могут нарушать социальные нормы грамотности, которые считаются важными для общения и образования. Люди, которые ценят чистоту и точность языка, могут судить об авторе текста по его опечаткам и делать выводы о его интеллекте и профессионализме. Опечатки могут также снижать доверие к автору, если воспринимаются как признак небрежности, лени и неуважения.
Опечатки в тексте могут повлиять на психическое состояние читателя, вызывая у него стресс, напряжение или фрустрацию, поскольку они затрудняют понимание текста.
«В рабочей переписке опечатки вызывают особое раздражение, поскольку требуют больше усилий для его обработки. В случае конфликтной ситуации получатель письма может использовать опечатки в письме оппонента, чтобы показать остальным участникам процесса, что это ленивый, небрежный человек, с которым не стоит иметь дело», — добавил специалист.
Тыкать в опечатки, орфографические ошибки и просторечные выражения на письме любят люди, которые сами далеко небезупречны в грамотности.
«Часто это связано с невротизмом и неуживчивостью. Особенно любят придираться к “одел/надел” люди, которые имеют низкую самооценку. Они ищут повод для критики и конфликта, чтобы компенсировать свои комплексы, даже если кроме этого правила не знают больше ничего», — констатировал психолог Самбурский.
Опечатки в тексте бесят людей по разным причинам, которые связаны с их личностью, социальными нормами, психическим состоянием и контекстом коммуникации. Однако это не значит, что опечатки всегда плохи или недопустимы, отметил он.
«В некоторых случаях они могут быть творческими, забавными или даже полезными для выражения себя или создания эффекта. Главное — понимать, что язык — это средство для коммуникации и передачи мыслей и чувств, а не повод устраивать конфликт», — резюмировал эксперт.