Мы разберем, каково это — работать водителем? Расскажем обо всех плюсах и минусах профессии, которые не видны пассажирам и владельцам личных автомобилей. И если вы задумывались о том, чтобы стать шофером, значит, вам обязательно нужно прочитать эту статью.
Кто такой водитель: описание профессии
Общеизвестно, что работа водителя — перевозить на транспортных средствах пассажиров или грузы. Но вы можете не знать, что сидящие за рулем люди делятся на две большие группы:
- водители;
- шоферы.
Все началось с тех давних пор, когда самыми распространенными моторными транспортными средствами были паровозы. Это сейчас операторов поездов называют машинистами, а тогда они были shauffeur — по-французски это значит «истопник». Отсюда и русское слово «шофер». Специалисты этой профессии занимались тем, что подкидывали в паровозную топку уголь, устраняли неисправности и вели машину по рельсам.
Когда появились автомобили, слово «шофер» стало обозначать также и водителя. И вот тут начало происходить разделение.
С автомашинами развивалась и инфраструктура: заправочные станции, ремонтные мастерские, пункты техобслуживания, эвакуационные службы и так далее. А значит, появились и люди — например, богатые промышленники и купцы, — которые могли себе позволить только лишь управлять транспортным средством в свое удовольствие. Починка машины, поддержание ее красивого вида, заправка и другие «недостойные» занятия в сферу их интересов не входили. Это и были первые водители — «те, кто водит» (1).
С тех пор у нас есть:
- шоферы — профессионалы, которые знают техническую сторону дела и умеют не только водить автомобиль, но и обслуживать его;
- водители, работа которых — просто водить.
Шоферы сегодня — это, например, квалифицированные мастера техсервисов или дорогие частные ассистенты бизнесменов, в главные обязанности которых входит довезти руководителя до нужной точки несмотря ни на что.
Водителями же можно назвать, например, тех, кто водит городские автобусы или поливочные машины: если их транспортное средство сломается, они просто вызовут техническую службу.
Впрочем, в повседневной жизни эти два понятия часто взаимозаменяемы.
Обязанности водителя
В зависимости от того, где, на каком автомобиле и в каких условиях работает водитель, его обязанности будут отличаться. Например, для того, кто управляет общественный транспортом, они будут такими:
- вести транспортное средство по маршруту с дозволенной скоростью;
- перед выездом проводить подробный техосмотр транспортного средства, а также проверять собственное состояние здоровья: больной водитель выходить на маршрут не имеет права;
- помогать пассажирам с багажом;
- максимально жестко соблюдать правила дорожного движения;
- вежливо обслуживать пассажиров, не допуская конфликтных ситуаций;
- при поломке оповещать о ситуации диспетчерскую службу.
А вот основные обязанности дальнобойщика:
- доставлять груз в целости и сохранности;
- вести правильную документацию по рейсу;
- регулярно проверять груз и его крепление на маршруте;
- регулярно обслуживать автомобиль — проверять состояние колес, масла, механизмов.
Как видите, обязанности сильно отличаются. И совершенно другими они будут, скажем, у пилота гоночного болида или водителя скорой помощи. Поэтому каждый из желающих сделать баранку автомобиля своим рабочим местом сможет найти для себя лучшего железного коня и область работы.
Специализации водителя
Водитель — понятие слишком общее. Поэтому в современном мире никогда не учат просто «на водителя»: человек обучается на конкретные специальности. Вот лишь несколько примеров, по которым можно получить знания и навыки в соответствующих учебных заведениях.
Водитель такси
Профессия очень увлекательная — если вы общительный человек и любите слушать истории от разных пассажиров. Минусы этой работы состоят в том, что пассажиры иногда оставляют желать лучшего. Но плюсов в ней достаточно — такси всегда востребовано, график работы — гибкий, высшее образование не требуется, да и город, где вы работаете, узнаете досконально.
Водитель общественного транспорта
Это одна из самых ответственных работ в сфере транспорта, ведь водитель должен следить и контролировать не одного, а сразу многих пассажиров. Минус в ней всего один — пока вы на маршруте, все внимание каждое мгновение должно находиться на управлении автобусом, троллейбусом или трамваем. Отвлекаться нельзя. Зато плюсов много: вы постоянно в движении, не заскучаете. Только на таком маршруте понимаешь, насколько вы нужны людям, — все хотят сесть именно в ваш автобус или трамвай.
Водитель специализированной техники (погрузчик, бетономешалка, асфальтовый каток и т. д. )
Спецтехника — дело, совершенно отличное от общественного транспорта. Здесь все время посвящается специализации, а не перемещению. Если это автокран или бетономешалка, то помимо профессии водителя вы прокачаете навыки в строительстве, а если это эвакуатор, то навсегда запомните, где парковаться нельзя. Поэтому спецтехника будет интересна скорее не тем, кто хочет рассекать с ветерком автострады, а тем, кого привлекает работа с помощью больших мощных механизмов.
Водитель междугородних перевозок
Дальнобойщик — особенная специализация водителя. Это работа для сильных молчаливых мужчин, которые ценят одиночество и любят путешествия по пространствам своей страны. К минусам можно отнести длительность рейсов, где не так уж и много удобств, прерывистый сон, холодная еда и преступность на дорогах. Но романтикам автострад эти минусы нипочем, для них такая работа — свобода и сплошное путешествие.
Водитель скорой медицинской помощи
Это еще одна специализация, где водителю не удастся насладиться поездкой. Но зато какова социальная значимость его работы! Водитель скорой помогает спасать жизни. К минусам этой профессии можно отнести стрессы из-за сильных нагрузок и нестабильности состояния больных. Плюсами же будут умение справляться с критическими проблемами со здоровьем и гордость: «Сегодня днем я спас человека». Кстати, водители скорой обязаны иметь медицинское образование не ниже чем помощник врача или фельдшер.
Водитель полицейской машины
Еще одна особенная специальность, где не полихачишь и не отдохнешь лишнюю пару часов, — водители полицейских машин, которые спасают жизни не реже врачей. А водителю полицейских автобусов нужно уметь ездить одновременно быстро, правильно, а также безупречно выбирать маршрут, чтобы выгадать несколько минут и привезти наряд полиции в нужное место вовремя.
Кому подходит профессия водитель: необходимые навыки
Чтобы водить безопасно и эффективно, водителю требуются определенные навыки. Без них он быстро выгорит на работе. Вот некоторые из них.
1. Умение и готовность следовать правилам. Несмотря на всю простоту этого требования, многие люди просто не могут выдержать необходимость постоянного выполнения регламентов профессии. Им хочется включить в рутинные процедуры вождения что-то свое, новое, неожиданное. Но это не тяга к творчеству — это просто неспособность час за часом и день за днем выполнять работу такой, какова она есть.
В итоге такой «творец», проигнорировав правила дорожного движения и выполнив один из трюков собственного изобретения, вылетает на обочину и теряет в лучшем случае автомобиль. Поэтому водитель должен быть готов к неизменно стабильному выполнению простых требований ПДД и правил эксплуатации автомобиля.
2. Умение быть «здесь и сейчас». Водитель не должен на маршруте уходить в свои мысли или заниматься чем-то другим. Это тот, кто умеет держать себя в тонусе и постоянно видит и осознает существующие вокруг него реалии.
3. Быстрая реакция на изменение дорожной обстановки. Расшифровка этого качества не требуется. Понятно, что любая дорога всегда полна опасностей и важно реагировать на все, что на ней происходит.
4. Хорошее зрение.
Вот что говорит о навыках, необходимых для водителя грузового автомобиля, Евгений Дорофеев, профессиональный водитель-механик с 24-летним стажем и региональный инженер по гарантии автомобильных брендов Peugeot, Sitroen, Suzuki, Huindai, Chery, Geely, УАЗ, Шевроле Нива:
— При размещении груза в салоне водитель должен быть способен закрепить и расположить его так, чтобы распределить его вес равномерно по фургону, а также чтобы в точках разгрузки его можно было легко достать, не повредив другие отправления. Для этого вся логистика продумывается водителем заранее. Еще одно важное качество — умение просчитать дорожную обстановку. Если водитель грузового автомобиля этого не умеет, он потеряет много часов в пробках и в очередях на разгрузку у терминалов.
Также Евгений Дорофеев добавил, что многие начинающие водители считают, что их дело — только довезти груз, а сопроводительную документацию контролирует кто-то другой. Но это совсем не так:
— Если ты как водитель не поставишь нужную печать, подпись или галочку у отправителя, то поедешь обратно. Правильно оформленная документация — часть ответственности водителя.
Сколько зарабатывают водители в России
Заработная плата водителей очень сильно отличается — она зависит от специализации, стажа, категории, региона работы и других факторов. Приведем лишь несколько примеров:
дальнобойщики получают обычно около 110—130 тысяч рублей в месяц. Но, как отметил наш эксперт Евгений Дорофеев, в сфере междугородних перевозок есть тренд к уменьшению зарплат. Причина — среди соискателей на должность дальнобойщика стало больше низкоквалифицированных водителей, которые не могут соблюсти сроки и регламенты работы, не следят за машинами, неаккуратно возят груз и банально нарушают ПДД;
- водители самосвалов получают меньше — около 60—90 тысяч рублей;
- операторы спецтехники зарабатывают в среднем 50—80 тысяч рублей;
- водитель такси обычно работает по собственному графику, но если добросовестно выкладываться по 12 часов в день, то можно заработать 5—10 тысяч рублей в сутки;
- водители автобусов в столице получают от 80 до 120 тысяч рублей, а вот в регионах за ту же работу дают куда меньше (2).
Плюсы и минусы профессии
Достоинства и недостатки работы водителем довольно относительны — ведь то, что одному человеку покажется отличными условиями работы (например, одиночество в кабине), для другого может стать сущим наказанием. Но основные моменты мы все же можем выделить.
Плюсы:
- относительно высокая оплата труда;
- возможность не сидеть на одном месте;
- романтика путешествий;
- теплое рабочее место;
- отсутствие сильных физических нагрузок.
Но здесь требуется уточнение: в ряде специальностей к обязанностям водителя прилагается и иная работа — например, автокурьеры часто выходят на дождь и мороз, грузят тяжелые предметы. Водители строительных машин также временами выполняют работу, соответствующую их специализации.
Минусы:
- стресс на дороге;
- сидячий образ жизни;
- ненормированный рабочий день.
Карьера водителя
Водитель — одна из профессий, где вы действительно можете рассчитывать на карьерный рост. В зависимости от компании, в которой вы работаете, можно стать старшим по маршруту, ответственным за логистику или заведующим автопарком.
Подняться по карьерной лестнице можно и другим способом — набраться опыта, а потом начать работать на себя или открыть свой бизнес. Если предприниматель на автомобиле поведет дела правильно, его доход может вырасти в разы.
Где пройти обучение на водителя в 2025 году
Мы не будем заострять внимание на автошколах и инструкторах по вождению — получить права сейчас можно везде. Но наличие корочек не делает его обученным специалистом.
Профессия водителя подразумевает под собой гораздо больший уровень знаний, чем умение крутить руль и нажимать на педали. Представитель этой профессии должен уметь также то, что соответствует его специальности.
Вот список лишь некоторых учреждений, которые готовят водителей:
- Колледж Московского транспорта (3);
- Научно-методический центр Министерства транспорта РФ. Здесь можно получить специальность водителя машины скорой помощи (4);
- Учебный центр федеральной пожарной службы в Подольске готовит квалифицированных водителей пожарных машин (5);
- государственное унитарное предприятие «Мосгортранс» выпускает водителей троллейбусов, автобусов и трамваев (6).
Востребованность профессии
Комментирует Евгений Дорофеев:
— Я регулярно мониторю этот вопрос и постоянно убеждаюсь, что потребность работодателей в перевозках сегодня огромная. Нельзя не отметить, что водителем на большой оклад устроиться не так просто. Экспедиторы получают заработную плату выше средней по региону, потому что совмещают должности водителя, механика, координатора и логиста. Большую зарплату получают также личные водители-профессионалы. Ответственность у таких специалистов велика, и при приеме на работу работодатели смотрят на безаварийный опыт вождения в течение нескольких лет.
Наш эксперт советует амбициозным новичкам набираться опыта и как можно тщательней шлифовать свое искусство вождения. Так они будут гарантированно обеспечены высокооплачиваемой и интересной работой.
Будущее профессии водителя
Сейчас очень распространено мнение, что в будущем профессии водителя не будет: ведь уже сейчас искусственный интеллект начинает водить по трассам грузовые автомобили, — говорит Евгений Дорофеев. — В наши дни начали делать выделенные полосы, где водители ездят на автопилоте — пока под присмотром операторов. Уже функционируют беспилотные такси. Но все-таки это дело слишком далекого будущего — значит, у водителя всегда будет дорога и возможность ехать по ней вдаль.
Как водителю найти вакансии и работу
Итак, вы определились, что хотите стать профессиональным водителем, у вас есть права на вождение транспортного средства и желание работать. Тогда вот что нужно сделать, чтобы найти хорошую должность:
- обратиться на онлайн-платформы, где размещаются предложения работодателей (самые большие из них это HH, «Авито», SuperJob), и разобраться, какие требуются специалисты и на каких условиях;
- подать заявку на интересующие вас вакансии;
- подготовить для будущего работодателя резюме. Напишите в нем ваши контакты, опыт работы, образование и навыки, а также объясните, почему вы хотите работать именно в этой компании;
- дождаться приглашения на собеседование;
- когда оно придет, взять с собой все документы (права, паспорт, медсправку) и прийти на встречу вовремя;
- при разговоре с сотрудником, ответственным за персонал, быть честным: не приукрашивайте и не принижайте себя, спокойно ответьте на все его вопросы. Не постесняйтесь задать и свои: чем больше вы будете знать о компании и условиях работы, тем более правильным будет ваш выбор.
Отзывы специалистов о профессии
Рассказывает Евгений Дорофеев:
— Мне всегда нравилось возить хлеб. Едешь — всегда вкусно пахнет свежей выпечкой. Перед рейсом тебе обязательно перепадает несколько свежих плюшек с хлебозавода. А когда я работал экспедитором в транспортной компании, мне нравилось, что каждый день разный, ты не привязан к какому-то графику. Ездишь один, слушаешь нужную тебе музыку. Ты много общаешься с людьми: когда грузы принимают, всегда с кем-то знакомишься, заводишь полезные связи. И возишь всегда разное — то документы, а то, бывало, и слитки золота. И сам выбираешь себе логистику. Быстро все развез — свободное время твое.
Евгений Дорофеев считает, что, если вы любите свое ремесло, интереснее всего менять водительские специальности — поработать в такси, на экскаваторе, на автобусе. Потому что даже самая разнообразная работа в итоге может стать рутиной.
Что нужно знать о профессии водителя
Мы спросили об этом нашего эксперта, который вдоволь покрутил на своем профессиональном пути баранку. Благодаря своему опыту, инженерным навыкам и знанию сферы транспорта, он стал посредником между производителями автомобилей и их дилерами. Теперь, когда отзывные компании брендов находятся под его контролем, а ремонт автомобилей выполняется по определенным им методам, он смог посмотреть на водительскую жизнь и с другой стороны.
— Начинающим водителям важно понимать, — сказал Евгений Дорофеев, — что ты начинаешь получать удовольствие от работы водителем, когда у тебя наработаны навыки почти автоматического выхода из аварийных ситуаций на дорогах, когда ты отточил свое умение водить в сложных погодных условиях. Все застревают на трассе — а ты не застрял, потому что у тебя все отработано до мелочей. Вот тогда ты профессионал, и вместо волнений и страхов в тебе поселяется радость от перемещения из точки А в точку Б.
Что же, мы уверены, что все желающие колесить по дорогам смогут найти свой путь. Напомним самые важные моменты, которые нужно знать о профессии водителя, чтобы быстро и эффективно начать карьеру:
- водителям, имеющим подготовку механика, гораздо проще справляться с машиной и найти работу;
- обязанности водителей могут быть разными, но самая важная — это способность работать без нарушения ПДД и привозить груз или пассажиров вовремя, целыми и невредимыми;
- заработная плата у разных специалистов разная, но получает больше за работу самый квалифицированный работник;
- один из плюсов профессии — возможность увидеть разные части города или разные города страны. Минусы — сидячая работа и ненормированный график;
- истинное удовольствие от работы получает профессионал, и это именно то, к чему надо стремиться в своей карьере водителя.
Список источников
1. В чем разница между шофером и водителем, и почему это не одно и то же. Сайт IXBT live. 2022.
2. Титов И. Где водителям платят больше 100 000 рублей в месяц. Портал Авто Mail.ru. 2022.
3. Сайт Колледжа Московского транспорта.
4. Сайт Отраслевого научно-методического центра. Министерство транспорта РФ.
5. Сайт Подольского учебного центра ФПС.
6. Сайт ГУП «Мосгортранс».
Автор: Андрей Дорофеев
Эксперт: Евгений Дорофеев, профессиональный водитель-механик с 24-летним стажем и региональный инженер по гарантии автомобильных брендов Peugeot, Sitroen, Suzuki, Huindai, Chery, Geely, УАЗ, Шевроле Нива