Более четырехсот произведений из ММК и других собраний страны объединила экспозиция «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века». Сокровищницы приросли стараниями российских собирателей, среди которых известные меценаты — Мусин-Пушкин, Оболенский, Юсупов и, конечно, Карабанов. Выставка, размещенная в залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы, поможет посетителям погрузиться в историю России — от палат бояр Романовых до кабинета Николая I.
Вторая Оружейная палата
Попадая в Патриарший дворец, посетитель сразу понимает, что ему предстоит увидеть и чем восхититься. В первой же витрине его встречают перламутровые раковины с вензелями Екатерины II, серебряные табакерки, золотые кубки, столовые приборы из черепахи. А в полумраке зала — кресла из дворца, расшитые золотом и жемчугом сафьяновые туфельки, воинские доспехи. Всё это собрано и сохранено российскими коллекционерами.
Целая плеяда собирателей возникла в России после пожара в Москве 1812 года. Тогда в огне погибло много сокровищ. И на волне национального самосознания состоятельные люди стали собирать русские древности. Трагедия дала импульс к изучению и сохранению истории своей страны. В результате в Москве появились несколько великолепных собраний русского изобразительного, прикладного искусства, собрания рукописей, археологии. Коллекция Павла Карабанова в 1852 году оказалась в Оружейной палате. Часть хранится в Русском музее и Эрмитаже.
Не случайно в названии выставки упоминаются московские коллекционеры XIX века. В это время формировали свои собрания представители русского дворянства — граф Алексей Мусин-Пушкин, Николай Юсупов, который долгие года возглавлял Оружейную палату, Михаил Оболенский, руководивший архивом Министерства иностранных дел. Просвещенные круги общества. Но среди них был и коллекционер, который по праву рождения не обладал большими капиталами. Историк, собиратель, журналист Михаил Погодин был родом из крестьян. Современники о нем говорили, что он жил русской стариной. Разбогатев, он смог собрать очень крупное собрание. Назвал его «Древлехранилище» и открыл для осмотра.
Павел Карабанов происходил из известного дворянского рода. В его семье очень бережно относились к фамильным преданиям и к мемориальным вещам, сохраняемым поколениями. И именно это подвигло Карабанова собирать русские древности от истории своей семьи к истории России.
— Он собирал различные предметы, чаще они относились к XVIII и XIX векам, но есть и произведения
Так случилось, что у коллекционера не было наследников. Он переживал, что после его кончины его собрание будет разграблено. Свои сокровища Карабанов разместил в Москве в особняке на Петровке, где открыл музей.
— Эту коллекцию очень хотел купить император Николай I, но Карабанов не готов был с ней расставаться, — продолжила Елена Гагарина. — Он завещал ее императору, и после кончины коллекционера его собрание перешло в дар Николаю, а в его лице — родному Отечеству. Таким образом собрание Карабанова попало в Оружейную палату.
Известный русский дворянин, любивший свое Отечество
К сожалению, сохранить в целостности коллекцию не удалось. Значительная часть находится по-прежнему в Оружейной палате. Часть, имеющая церковное назначение, передана в 1856 году в Синодальную ризницу, оттуда — в формировавшийся Музей древнерусского искусства при Академии художеств. А после, в 1897 году, сокровища оказались в Русском музее, откуда и прибыли на выставку. Понемногу предметы из собрания Карабанова по распоряжению Николая I переместились также в Петергоф, в Императорскую публичную библиотеку и в Эрмитаж.
— Карабанов был женат на княжне Варваре Гагариной, вместе с этим браком к нему пришло большое приданое, — рассказал «Известиям» заведующий сектором зарубежного искусства Оружейной палаты Федор Панфилов. — Супруга разделяла увлечение мужа. Это дало ему возможность спокойно заниматься собранием древностей. Павел Федорович занимался генеалогией. Его считают родоначальником русской просопографии (изучает биографии исторических лиц. — «Известия»). Он исследовал биографии исторических личностей через предметы в контексте эпохи и составлял генеалогическое древо. Карабанов, как губка, впитывал информацию, связанную с прошлым.
Граф Мусин-Пушкин начал свое собрание еще до войны 1812 года, на основе тех фамильных ценностей, которые ему достались, рассказала «Известиям» заведующая отделом рукописных, печатных и графических фондов ММК Елена Исаева.
— Коллекционер Павел Петрович Погодин преимущественно собирал рукописи, прикладное искусство, нумизматику и оружие. Например, из его коллекции представлены на выставке лук и стрелы. Подобных утилитарных вещей практически не сохранилось. В отличие от Павла Федоровича Карабанова, Погодин не завещал Отечеству свое собрание, а продал Николаю I за очень большую сумму — 150 тыс. рублей серебром.
Могила коллекционера не сохранилась. Некрополь был разрушен после революции 1917 года. Исследователи нашли лишь надгробье с могилы. На нем была эпитафия: «Здесь лежит известный русский дворянин, любивший свое Отечество».
— Целью его жизни было спасти как можно больше памятников русской истории для следующих поколений, — говорит Елена Исаева. — Благодаря ему мы на выставке можем видеть, как был устроен быт бояр Романовых. Здесь подлинные вещи, которые были помещены в палатах царской семьи на Варварке в 1859 году. Туда они попали по указу Александра II. После коронации у императора родилась идея восстановить родовую обитель Романовых. Поскольку в интерьерах палат ничего не сохранилось, их воссоздали предметами из коллекции Оружейной палаты, и в том числе из собраний Карабанова и Погодина. Там были и вещи Михаила Федоровича, и Филарета. Так палаты бояр Романовых стали филиалом Оружейной палаты. Это был один из первых общедоступных музеев.
Есть здесь и легендарные вещи. Они тоже якобы принадлежали царям. Некоторые легенды о них активно поддерживались современниками, но подлинность обладания ими невозможно подтвердить историческими документами. Например, «Конный портрет Алексея Михайловича» в резной раме — специалисты утверждают, что он вполне мог бы принадлежать семье Романовых.
Увидеть ценные экспонаты можно в Музеях Московского Кремля с 15 марта до 26 мая 2024 года.