Один дома: с какого возраста можно оставлять ребёнка дома без присмотра?

Российским законодательством установлено, что родители несут ответственность за ребёнка до его 18-летия, в том числе за жизнь и здоровье. В связи с этим возникает вопрос, в каком возрасте можно оставить несовершеннолетнего без присмотра, если срочно нужно отлучиться. Рассказываем, со скольки лет можно практиковать такие эпизоды, как понять, что ребёнок готов временно побыть один и что следует обсудить с ним перед этим.

Источник: Freepik

В управлении МЧС России считают, что в условиях, когда у родителей появляется необходимость оставить ребёнка одного, нужно следовать трём шагам. Первый — убедится, что несовершеннолетний в состоянии побыть в одиночестве и не боится этого. Второй — проверить знания по технике безопасности: кому можно открывать дверь, что делать в разных непредвиденных ситуациях, в том числе чрезвычайных, к кому общаться за помощью и так далее. Третий — установка внутренних правил, организация обязанностей по дому и детского досуга.

Специалисты отмечают, «когда дети остаются дома одни, это может повысить их ответственность, чувство собственного достоинства, и главное самостоятельность».

В каком возрасте ребёнок может остаться без присмотра?

Единого ответа на вопрос нет. Законом это обстоятельство никак не регулируется, а психологически все дети развиваются индивидуально. Кто-то может в одиночестве подождать прихода родителей уже в шесть лет, других и в 11 нельзя оставить одних.

Психологи советуют пробовать временные расставания постепенно. Начинать можно в возрасте двух-трёх лет. В первый раз ребёнка следует оставить одного на 20−30 минут в комнате (помните про безопасность — прим.ред.). Временные промежутки стоит увеличивать до одного часа или двух, пока ребёнок дошкольник. В начальных классах уже можно пробовать несколько часов самостоятельной деятельности. В средних классах школьник в состоянии провести сутки без непосредственного участия родителей.

Отметим, что все показатели условны, так как каждый ребёнок развивается индивидуально. Учитывать нужно как психологическую готовность своего чада, так и бытовую подкованность. Все правила безопасности он не только должен знать, но и уметь пользоваться ими на практике. Практическую сторону стоит проверять, наблюдая за ребёнком, до того, как родитель решиться оставить его одного. Аналогичные правила применимы и к пребыванию детей на улице без своих взрослых.

Сами родители обязаны подготовить место пребывания ребёнка к тому, что в нём без присмотра останется несовершеннолетний. Например, убрать подальше острые предметы, надежно закрыть окна, отключить газ, спрятать спички и зажигалки.

Анализируем готовность ребёнка к родительским отлучкам.

Уровень беспокойства родителей может быть понижен, если ребёнок:

  • знает план действий при непредвиденных ситуациях: прорыве крана, возгорании электроприбора, визите незнакомцев;
  • умеет пользоваться бытовыми приборами, например, для приготовления еды, и мобильным устройством, чтобы позвонить кому-либо из списка доверенных взрослых или в службу спасения;
  • может провести какое-то время в одиночестве. То есть не впадёт в истерику, апатию и другие опасные состояния, когда родитель покинет дом;
  • не страдает ярко выраженными фобиями. Считается, что в возрасте от трёх до пяти лет дети чаще всего боятся темноты, одиночества и замкнутых пространств;
  • не делает пакости, если его отругали или наказали;
  • следит за соблюдением установленных запретов во время игр, прогулок, поездок и прочего;
  • в состоянии самостоятельно следовать распорядку дня.

Если ребёнок не хочет отпускать вас, боится оставаться один или открывает двери всем подряд, то лучше не испытывать судьбу. С осторожностью можно оставлять одних впечатлительных детей, которых, например, может напугать резкий звук, вызвав паническое состояние.

Правила и обязанности при отсутствии дома взрослых.

Когда ребёнок остаётся один, он должен чётко знать, что можно делать, а что — нет. Для этого необходимо установить внутренние правила. К примеру, отсутствие гостей — соседских ребят, одноклассников, друзей и просто знакомых, просмотр телевизора или игра за компьютером — не более часа, поддержание связи с родителями каждый час. Также займите ребёнка делами, чтобы у него не осталось времени на шалости, которые могут обернуться неприятностями. Предпочтительно, если вы вместе составите план действий на время вашего отсутствия. Чем разнообразнее он получится, тем лучше. В список дел можно внести: уборку в комнате, поход в магазин или секцию, мытьё посуды и прочее. Из всех вариантов лучше выбрать те, которые ребёнок хочет сделать. Он выполнит перечисленные пункты с большим удовольствием, если после получит поощрение. Это не обязательно должны быть деньги или какой-то подарок. Хорошим стимулом также станут совместный поход в центр развлечений или на каток, приготовление любимого блюда, а также семейный кинопросмотр. Помимо домашних дел в списке должны быть варианты досуга: пазлы, караоке, придумывание танцев, сбор конструктора и так далее — то, что он выберет сам.

Какие наказания предусмотрены для родителей за оставление ребёнка в опасности?

Даже несмотря на осведомлённость ребёнка о правилах безопасности и умении ими владеть, в квартире без взрослых может случиться что угодно. Он запросто может получить серьёзную травму, поскользнувшись в ванне или уронив на себя крупно габаритную мебель. Опасность представляют также бытовые приборы, электрические кабели, розетки, острые углы, двери и окна, бытовая химия и лекарства. Поэтому за неисполнение родительских обязанностей и оставление ребёнка в опасности существует несколько законодательных актов, регулирующих этот вопрос.

  1. Статья 25 УК РФ — «Преступление, совершенное умышленно». Штрафные санкции или лишение свободы тем родителям или опекунам, кто оставил ребёнка в опасном для жизни и здоровья состоянии. Сюда относятся случаи, когда ребёнок не может самостоятельно о себе позаботиться: возраст, болезнь, инвалидность.
  2. Статья 5.35 КоАП РФ — «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Предупреждение или штраф ожидают за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Пример — ребёнок выпал из окна и получил травмы. Чем сильнее он пострадал, тем жёстче будет наказание.
  3. Статья 77 СК РФ — «Отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью». Органы опеки и попечительства имеют право забрать ребёнка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью. К этому приводят инциденты, при которых несовершеннолетний остаётся на продолжительное время, например, на месяц без средств к существованию и еды.
  4. Статья 156 УК РФ — «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Штраф, обязательные, исправительные или принудительные работы, а также лишение свободы грозит за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Сюда относят случаи с лишением ребёнка еды и воды, а также с пренебрежением интересами несовершеннолетнего.
  5. Статья 125 УК РФ — «Оставление в опасности». Штраф, обязательные, исправительные или принудительные работы, а также арест или лишение свободы. Пример: ребёнок получил травму, когда оставался дома один. Ему требовалась медпомощь, но родители после возвращения не обратились в медицинское учреждение.
  6. Статья 109 УК РФ — «Причинение смерти по неосторожности». Наказывается ограничением свободы или принудительными работами сроком до трех лет, если невнимательность или неосмотрительность родителей привели к смерти ребёнка. Примерный случай: в квартире загорелся самодельный бытовой прибор, а ребёнок, оставшись один дома, не смог выйти из квартиры и погиб.

Как помочь ребёнку адаптироваться к отлучкам родителей?

Во-первых, пользуемся правилом постепенного привыкания с увеличением времени: 15 минут на поход в магазин, полчаса у соседей, чтобы вернуться, если ситуация выйдет из-под контроля.

Во-вторых, следует все чрезвычайные ситуации проговорить с ребёнком, а лучше разыграть сценки, где он сможет применить свои навыки в игровой форме. Например, если в доме отключили свет, а вокруг темно, он звонит родителям с просьбой поскорее вернуться и достает фонарик из конкретного места хранения. В обязательном порядке проиграйте сцены, где он попробует произвести все действия при возгорании, задымлении, травмах, срыве кранов, прорыве труб или радиатора отопления, сигнале оповещения «Внимание всем», незнакомцами за дверью, в том числе представляющимися работниками госорганов или коммунальных служб, а также появлении грабителей.

В-третьих, выучите с ребёнком ФИО его и ваши, точный адрес и контактные телефоны близких, кто может прийти на помощь. Он должен знать номера экстренных служб. Все данные необходимо читабельно продублировать на бумаге в месте с быстрым доступом для ребёнка.

Перед уходом обязательно сообщите время возвращения и своё местонахождение. Проверьте, чтобы детский телефон был заряжен, а звук на устройстве включён. Старайтесь приходить вовремя во избежание истерик из-за вашей задержки и появления проблем с доверием.

Что делать, если сильно волнуюсь, но отлучиться нужно?

В ситуациях, когда ребёнок остался дома один, а вы не находите себе место от беспокойства, позвоните ему, чтобы уточнить, чем он занят. Только не стоит это делать часто, чтобы не вызвать ненужного раздражения с его стороны. Проявление уважение к детской самостоятельности поможет наладить необходимый контакт. Если дома в одиночестве остался дошкольник оставьте с ним видеоняню.

Стоит ли ругаться, застав дома разгром?

Иногда родителей по возвращению ожидают неожиданности: всевозможные поломки, разбросанные вещи и невероятные истории с приключениями юного исследователя. Не стоит с порога наказывать ребёнка. Выдохните и спокойно поговорите с ним, объективно оценив ситуацию. Проанализируйте, какова вероятность появления угрозы его жизни и здоровью. А после этого ещё раз поговорите с ним. Наводящие вопросы помогут в будущем избежать подобных ситуаций.