Один из самых больших в Европейской части России заповедников — «Вишерский». Он раскинулся на площади в 307,6 га и находится на стыке Пермского края, Республики Коми и Свердловской области. За уникальную природу и удивительный ландшафт заповедник называют жемчужиной природы Северного Урала. В лесах, которые покрывают территорию, не услышать звон топора или выстрелы. Человек здесь не вмешивается в природные процессы, а лишь наблюдает за ними.
Нетипичная история.
Заповедник «Вишерский» создали в начале 90-х. Причём история его появления не совсем обычная.
«Первые реальные действия по охране уникальной территории предприняли, как это ни странно, пермские охотники, — рассказывает директор заповедника “Вишерский” Павел Бахарев. — Наблюдая живописные ландшафты, богатый животный и растительный мир, специалисты Пермской государственной охотинспекции подготовили документы, на основании которых облисполком принял решение создать в верховьях Вишеры охотничий заказник площадью 130,7 тыс. га. На этом участке запретили заготовку древесины. В 1991 г. был создан Государственный природный заповедник “Вишерский” площадью 241,2 тыс. га».
В 2024 г. границы расширились. После долгих усилий специалистам заповедника удалось добиться утверждения охранной зоны на территории Свердловской области и Республики Коми. Теперь она достигает 66,4 тыс. га. Общая площадь заповедника составляет 307,6 тыс. га.
«Уникальность и ценность территории заповедника с годами только возрастает. Всё ближе располагаются делянки лесозаготовителей, разработки полезных ископаемых, всё больше туристов направляется на север. А на территории “Вишерского” природа остаётся нетронутой, — отмечает Павел Бахарев. — Главная река заповедника — Вишера. С неё начинается р. Волга. И именно Вишера поставляет в неё самую чистую воду. Реку окружают горные хребты. Люди, впервые оказавшиеся на территории заповедника, искренне удивляются их величию и красоте. В центральной части расположены наиболее крупные хребты и вершины: Тулымский Камень, Муравьиный хребет, Ишерим, Молебный Камень».
Исток Вишеры находится на южном склоне горы Саклаим-Сори-Чахль, вершина которой считается самой северной точкой заповедника и Пермского края, географическим рубежом между Европой и Азией, водоразделом бассейнов крупнейших рек: Камы, Печоры, Оби.
У всех водных артерий заповедника ярко выраженный горный характер. На берегах стоят уникальные девственные леса, каких в Европейской части России нет нигде больше.
«Для посещения открыт 1% территории, где проложены три туристских маршрута. Первый, “Тулымское кольцо”, проходит через высшую точку Пермского края — вершину хребта Тулым (1469 м над уровнем моря). Рассчитан на 2−3 дня. Протяжённость — 76 км. На тропе можно встретить дикого северного оленя и даже медведя. Второй и третий туристические маршруты называются “По Чувалу” (36 км, 2−3 дня в пути) и “По южной границе заповедника” (69 км, занимает 4−5 дней). Оба они включают в себя восхождение на хребет Чувальский камень. Маршрут “По южной границе заповедника” подразумевает также сплав по реке Вёлс», — рассказывает Павел Бахарев.
Зелёные богатства.
Заповедник — это дом для множества самых разных представителей флоры. Какие из них «живут» на этой огромной территории?
«По последним опубликованным данным, в заповеднике 602 вида сосудистых растений (в их числе деревья, кустарники, травы. — Авт.). Из них 101 вид встречается только на этой территории и произрастает в основном в горной тундре, которой в регионе особо больше нигде нет. Но понятие “флора” часто включает в себя и другие организмы: мохообразные, лишайники, грибы. Лишайников в заповеднике 450 видов (во время экспедиций мы регулярно находим новые). По мохообразным примерно такая же картина. Грибы в заповеднике мало изучены», — рассказывает кандидат биологических наук, старший научный сотрудник заповедника «Вишерский» Алексей Селиванов.
Уникальное место обитания лишайников — хребет Курыксар, где можно найти несколько краснокнижных видов. Это лобария лёгочная, лобария ямчатая, гетеродермия красивая, цетрелия цетрариевидная. Самая главная редкость — лишайник дендрискостикта холодная. Недавно его занесли в Красную книгу РФ. Вид уникален тем, что в Европе он есть только в заповеднике «Вишерский», на территории в два квадратных километра (и в нескольких локациях в Республике Коми). При этом ещё в конце XIX в. лишайник встречался по всей долине Вишеры. Сокращение численности специалисты связывают с загрязнением воздуха и ветровалами.
В заповеднике можно найти шесть растений, которые внесены в региональную Красную книгу. В их числе папоротники: многорядник Брауна и многорядник копьевидный. Из цветковых растений заповедника в региональной Красной книге — точечная и надрезная дриады, а также родиола розовая из семейства толстянковых (считается, что она обладает лекарственными свойствами). Бывает, что браконьеры пытаются добыть корень растения. За это грозит уголовная ответственность.
Ещё один краснокнижный «обитатель» заповедника — орхидея калипсо. Это растение встречается крайне редко. У него необычный цветок розового цвета. Другое охраняемое растение — козелец горный. Но для неспециалиста он вряд ли представляет интерес, поскольку мало отличим от множества подобных представителей флоры.
«Одно из самых интересных из перечисленных растений — многорядник Брауна. Это реликт климатического максимума. Вероятно, он остался на этой территории с более тёплой климатической эпохи. В Пермском крае растение встречается не только в Красновишерском, но также в Добрянском и Пермском округах. Найти его на территории заповедника было неожиданностью. Никто не мог предполагать, что многорядник Брауна может расти так далеко на севере. Правда, в заповеднике его с каждым годом становится всё меньше. В 2009 г. было около пятидесяти экземпляров, сейчас — не более десяти. Главная причина — ветровалы. Это беда всей нашей территории последние 20 лет. Под поваленными ветром деревьями меняется микроклимат. Для многорядника Брауна это губительно, как и для краснокнижных лишайников. Вероятно, деревья стали падать чаще из-за поражающей их грибной инфекции. Решить эту проблему невозможно, поскольку на территории заповедника вмешательство человека в естественный ход событий запрещено законодательно. Деревья и грибы — это равноправные представители экосистемы. И те и другие должны жить. Бороться с грибными инфекциями мы не можем ещё и потому, что для этого бы потребовалось огромное количество людей, которых у нас нет», — рассказывает старший научный сотрудник заповедника «Вишерский», кандидат биологических наук Алексей Селиванов.
Из деревьев в заповеднике произрастают в основном широко распространённые виды: сибирская ель, рябина, пихта, сосна (в просторечии называют кедром), а также берёза пушистая, разные виды ив (они представлены как деревьями, так и кустарниками). Изредка в заповеднике можно увидеть сосну обыкновенную.
«На горном хребте Тулымский Камень растёт лиственница сибирская, — рассказывает Алексей Селиванов. — Любопытно, что в заповеднике есть хребет Лиственничный, но на нём этого дерева нет. Ещё в “Вишерском” есть река Ольховка и хребет Ольховочный, где не растёт ольха. Вероятно, эти названия даны ошибочно — из-за неправильного перевода с мансийского языка».
Лес в заповеднике имеет особенность — он поднимается до высоты примерно 650 м над уровнем моря. После этой отметки деревья низкие и стоят редко. Ещё выше — после отметки в 850 м — горная тундра, далее её сменяет пояс гольцовых пустынь (там горные вершины, покрытые курумниками, растительность очень скудная). Кстати, в Пермском крае такого набора высотных поясов больше нигде нет.
Нависшая угроза.
В 2022 г. Пермский край столкнулся с серьёзной проблемой — уссурийским полиграфом. Жук-короед стремительно распространяется по региону, уничтожая пихты, которые растут и в заповеднике. Жители и гости региона, проезжая по дорогам Прикамья, могут видеть порыжевшие островки в лесной полосе — это погибшие деревья.
«Происходит самая настоящая экологическая катастрофа. И последствия будут тяжкие. На участках, до которых дошёл полиграф, погибают все взрослые пихты. Из-за этого лес становится более редким. Его способность противостоять сильному ветру снижается. Деревья падают, ломают молодняк. То есть из-за полиграфа погибают не только пихты. Мы теряем наши леса! Насколько я знаю, все меры, которые мог бы предпринять человек, неэффективны. В Прикамье с короедом пытаются бороться с помощью санитарной рубки. Но её начинают, когда обнаруживают поражённое дерево. Признаки: порыжевшая хвоя и подтёки смолы на стволе. Однако к тому моменту, когда появляются эти “симптомы”, жука в пихте уже нет. Он вылетел в огромном количестве, оставив выходные отверстия, из которых как раз сочится смола. Обнаружить полиграфа своевременно невозможно. Ведь проверить все пихты нереально — в Пермском крае нет такого количества лесничих», — рассказывает Алексей Селиванов.
Полиграф почти добрался до Соликамска. В граничащем с ним Красновишерском округе паразита пока не выявляли.
«Пойдёт вредитель дальше или нет — никому неизвестно. У нас есть надежда, что он не будет продвигаться на север, где более холодный климат. Хотя известно, что в Средней Сибири и Красноярском крае он прошёл насквозь всю тайгу и добрался до самой тундры. Но там более континентальный климат, лето жарче, чем у нас. Трудно сказать, что ждёт Пермский край в целом и заповедник в частности», — говорит специалист.
Как бороться с полиграфом, если он проникнет на охраняемую природную территорию, где запрещена даже санитарная рубка? Ответа на этот вопрос пока нет. Зато есть робкая надежда, что природа сама исправит сложившуюся ситуацию.
«Проходила информация, что на Дальнем Востоке новое поколение пихт, появившееся на месте уничтоженных полиграфом, вырастает стойким к жуку-короеду. То есть деревья научились защищаться от вредителя. Как будет у нас — неясно», — говорят в заповеднике.
Есть ли новые идеи по защите деревьев?
«Мне кажется, что могла бы помочь обычная побелка стволов пихт. Она маскировала бы деревья и мешала бы проникновению вредителя под кору. Но пока это лишь гипотеза, которую нужно проверять. Плюс опять возникает вопрос, где взять столько людей для побелки пихт. Мы пытались подключить к решению вопроса Росмолодёжь, но заинтересовать агентство не получилось», — говорит Алексей Селиванов.
А пока специалисты заповедника бдительно следят за ситуацией.