Мазут в затонувших танкерах: как не повторить загрязнения моря

СИМФЕРОПОЛЬ, 22 дек — РИА Новости Крым. Откачать оставшийся мазут из танкеров, затонувших в Керченском проливе, может оказаться невозможным без поднятия судов на сушу. При этом есть риски нового разлива топлива. Такое мнение в эфире радио «Спутник в Крыму» высказал доцент факультета географии, геоэкологии и туризма Таврической академии КФУ Игорь Вахрушев.

Причина в том, что мазут, в отличие от нефти, способен застывать уже при плюсовой температуре — ниже 10 градусов, пояснил ученый.

«То есть сейчас в затопленных танкерах, находящихся на глубине, может находиться мазут в застывшем состоянии. И при аварийно-спасательных операциях откачать его не получится, так как его нужно для этого подогревать. То есть танкер придется доставать вместе с застывшим мазутом».

сказал Вахрушев

При этом у мазута разных марок температура и время застывания могут отличаться, и в этом случае существуют риски нового загрязнения моря, связанные с тем, что топливо затвердело не полностью, а лишь покрылось «коркой», отметил ученый.

«Повредятся ли они во время того, как будут подниматься танкеры и выльется ли дополнительно — сложно сказать, так как нас до сих пор нет информации, какой именно мазут перевозился», — прокомментировал Вахрушев.

Как рассказал РИА Новости Крым эксперт морской отрасли Алексей Малько, установить, какой марки мазут перевозили танкеры, смогут по анализу топлива, которое сейчас попало на побережье Краснодарского края и по документам, которыми сопровождается любой груз.

«Эту информацию знает терминал, который грузил этот танкер, и судоходная компания, которая его эксплуатирует. Сказать, какой был груз, судя по форме корпуса судна, нельзя. Это в том числе зависит от технических характеристик танкера — нужно смотреть техдокументацию. Как его переоборудовали и что он вез».

пояснил Малько

По его словам, на танкерах, которые перевозят мазут, как правило, установлены тэны, которые греют топливо в холода для его перекачки с судна на судно, а также с танкера на терминал и наоборот.

«Потому что зимой же иначе мазут никак не выкачаешь. Но это возможно, когда судно “живое”, неповрежденное. Тогда, да, специальные тэны его разогревают. А что с ними сейчас делать… Мазут становится вязким как пластилин, когда холодный. Но разные марки имеют разную пластичность и текучесть», — добавил Малько.

Он напомнил, что президент России Владимир Путин, комментируя накануне тему ЧП с танкерами, не случайно заявил о необходимости разработать специальный проект, на основании которого будет производиться подъем танкеров и решаться вопрос с извлечением из них топлива.

«Это очень серьезная работа. Но прежде всего должны специалисты выяснить марку мазута. И на основании этого и других исследований уже смотреть, что делать», — заключил эксперт.

Накануне в ходе прямой линии «Итоги года» президент России Владимир Путин назвал разлив мазута в Черном море после ЧП с танкерами экологической катастрофой. Он завил, что решение проблемы нужно разбить на этапы. И не только «сделать все, чтобы убрать топливо, которое появляется на берегу» и не дать расползаться мазутному пятну в море, но и «уже сейчас думать о том, что делать с подъемом (судов — ред.)» и как вытаскивать их на берег.

21 декабря единичные выбросы мазута зафиксированы в Керчи. По данным крымских властей, нефтепродукты обнаружены на побережье Керченского полуострова и в районе мыса Змеиный. Кроме того, пятна мазута выявили в море. Для ликвидации последствий к месту отправились суда «Максим Колосов» и «Анатолий Ткачев». В Керчи введен режим ЧС муниципального характера, в Ленинском районе — режим угрозы ЧС муниципального характера. В течение дня с крымского побережья собрали более 700 килограммов нефтепродуктов. Работы завершены.