Куда пойти 26−28 января: праздничное шоу на Дворцовой, балеты на музыку Шостаковича и «Воскресение» в Александринском

В последние выходные января Петербург отмечает 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и одновременно с тем готовится к наступлению февраля. В новом гиде — самые важные проекты о памяти и наследии, редкие спектакли и новые выставки.

Актуальное

«Воскресение» Толстого стало спектаклем.

26 и 27 января, 19:00, 18+

На Новой сцене Александринского театра в пятницу и субботу пройдёт премьера спектакля «Воскресение» по одноименному роману Льва Толстого. Постановщиком стал Никита Кобелев, который не так давно был назначен главным режиссёром театра. Над сценической адаптацией он работал совместно с драматургом Дмитрием Богославским. Постановка не в точности следует за литературным первоисточником: в сюжет оказались вплетены отрывки из других произведений Толстого, например «Крейцеровой сонаты», «Отца Сергия», неоконченных «Записок сумасшедшего». На первый план в спектакле выходит не широкий спектр русской жизни и национальных характеров, а фигура одного из основных героев романа — Дмитрия Нехлюдова.

Музей-квартира Аллилуевых знакомит с Лениным после смерти.

До 22 апреля, 18+

Жизнь после смерти, городские легенды и «свидетельства неутихающей любви к вождю» стали основой выставки «Ленин не умер!» в Музее-квартире Аллилуевых. В залах — документы и фотографии со дня похорон Ленина, воспоминания и абсолютно разные предметы народной памяти. Вход на экспозицию свободный, но желательно заранее записаться по телефону.

В «Цехе» — первый спектакль по самому личному произведению Оруэлла.

26 января, 19:30, 16+

На площадке театра «Цехъ» в пятницу пройдет показ спектакля по документальной повести Джорджа Оруэлла «Памяти Каталонии». Над постановкой «Оруэлл. Танго старых газет» работала режиссёр Мария Мирош. Она описывает новинку как историю «об иллюзиях и крушении этих иллюзий». В 1936 году молодой человек Эрик Блэр отправился в Испанию, охваченную революцией и гражданской войной. Впечатления от путешествия и сделали из него того самого Оруэлла, об идеях и стиле которого вскоре узнал весь мир. «Танго старых газет» стало первой сценической версией этой истории.

«Чеховские дни» погрузят в театральный контекст.

До 30 января, 16+

В этот уик-энд в Петербурге стартует VII фестиваль «Чеховские дни». В программе — спектакли от небольших коллективов, экскурсии и джазовые сеты. В пятницу в 19:00 в Центральной районной библиотеке им. Чехова заработает выставка «Там хорошо, где нас нет. Чехов в письмах и записных книжках». Экспозиция поможет понять, как, казалось бы, из мелких деталей, подмечаемых ежедневно, писатель создавал рассказы и пьесы. На открытии ждут главного режиссёра театра «Мастерская» Романа Габриа, который расскажет, сложно ли переносить произведения Чехова на сцену, и ответит на все вопросы публики.

В «Севкабель Порту» организуют для животных «Путь домой».

27 и 28 января, 0+

Кошки и собаки — главные герои большого благотворительного фестиваля «Путь домой» в «Севкабель Порту». Идти туда стоит не только ради того, чтобы взять домой кого-то из животных, готовых уехать домой, но и чтобы узнать больше о волонтерских движениях или уходе за питомцами. В программе на два дня — благотворительная ярмарка и образовательные мастер-классы.

Говорить и слушать о блокаде

На Дворцовой — концерт и музей под открытым небом.

27 января, с 12:00, 0+

Ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Дворцовая площадь преобразится. В 12:00 на сцене начнется театрализованная программа «Блокада. Помнить вечно». У Зимнего дворца в этот день развернется выставка военной ретротехники «Ленрезерва», появятся военно-полевые кухни и интерактивные музейные площадки, среди которых — «Блокадная квартира», «Дорога жизни», «Поисковые реликвии». Военные машины и полевая кухня в субботу также будут во дворе Капеллы. На 21:00 в Петербурге запланирован праздничный салют.

3D-мэппинг-шоу приведёт к надежде.

27 и 28 января, с 19:00 до 21:00, 6+

Вечером на Дворцовой площади пройдут показы мультимедийного спектакля «Ленинград. Во имя жизни». При помощи кадров из фотохроники, цитат из архивных документов и блокадных дневников, выведенных на фасад Главного штаба тысячами световых лучей, зрителям расскажут, как выстоял город во время блокады. В один момент присутствующие перенесутся на Дорогу жизни и увидят, как трескается под ногами хрупкий лёд Ладоги, в другой — будут вместе со всеми радоваться Победе. Организаторы подчёркивают, что 3D-мэппинг-шоу получилось «нетипичным»: горожане увидят «искренний разговор без пафоса», и в конце концов история будет светлой, ведь сквозная тема в ней — надежда. Спектакль будет повторяться сеансами по 15 минут в оба вечера. Вход свободный.

Мариинский удивит балетами на музыку Шостаковича.

27 января, 19:00, 12+

В «Мариинском-2» в памятный день дают балет «Ленинградская симфония» Игоря Бельского на Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Программу вечера дополнит тридцатиминутный балет «Барышня и хулиган». Музыка для него была взята из трех многострадальных балетов Дмитрия Шостаковича — «Болт», «Золотой век» и «Светлый ручей», также в партитуру были включены фрагменты из музыки композитора к кинофильмам. Обе вещи на сцене удаётся увидеть редко, показы и «Ленинградской симфонии», и «Барышни и хулигана» обычно приурочены к знаковым датам.

«125» в БТК даст голос тем, кто видел.

27 и 28 января, 19:00, 12+

В Большом театре кукол Руслан Кудашов выпускает новый спектакль «125. Сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам». В основу постановки легли части «Воспоминаний» академика Дмитрия Лихачёва, «Ленинградская поэма», «Февральский дневник» и другие произведения Ольги Берггольц. Создатели спектакля предлагают прислушаться к голосам ленинградцев, которые видели всё своими глазами.

«Улица жизни» уведёт в прошлое.

26—28 января, 0+

В выходные на Манежной площади пройдет интерактивный проект «Улица Жизни», и в этом году основной акцент сделают на праздновании Ленинградской Победы. На улице вырастет целый музей с макетами в виде разрушенных домов, которые по мере продвижения по улице — и одновременно по временной оси — будут постепенно восстанавливаться. Отдельные части экспозиции представляют собой «тематические залы» — «Музей», «Школьный класс», «Репетиционный зал». Фасад Дома Радио превратится в экран с фрагментами документальной кинохроники, на выставке будут звучать исторические записи и блокадное радио.

Алиса Фрейндлих участвует в «Посвящении».

27 января, 19:00, 16+

Алиса Фрейндлих и камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением дирижёра Владимира Спивакова участвуют в праздничном концерте «Посвящение» на Основной сцене БДТ. Музыканты исполнят произведения Баха, Моцарта, Шнитке, Рахманинова, Чайковского и Шостаковича, и ноты станут фоном для блокадных свидетельств тех, кто жил в городе. И для Фрейндлих, и для Спивакова, которые предложили провести «Посвящение», тема вечера очень личная. Алиса Бруновна — ребёнок блокадного города, а у дирижёра блокаду пережили родители.

«Росфото» обращается к лицам.

До 25 февраля, 6+

В «Росфото» к памятной дате открывается выставка «Лицо блокады». Основой проекта стали снимки Бориса Кудоярова, который все дни работал в осаждённом городе, а также фотографии, сделанные корреспондентами ТАСС и газеты «Ленинградская правда». Экспозицию дополнят любительские кадры, через которые получится увидеть личные истории и взглянуть на тему через очень личную оптику.

Русский музей отразит память через экспонаты.

До 7 апреля, 6+

Русский музей к праздничной дате открывает тематическую выставку «Помним!» Экспонатами стали произведения художников, работавших в Ленинграде, а также история музеев, пострадавших в годы войны. Посетители взглянут на виды разрушенных Павловска, Гатчины, Пушкина и смогут оценить масштаб работ, которые пришлось провести, чтобы вернуть музеям привычный вид. До 31 января Русский музей также проводит экскурсии «Сады Русского музея во время блокады». Ведущие расскажут о людях, которые ухаживали за садами в самые сложные годы. Подробнее о проекте читайте в гиде по празднованию 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

В музеях

Тайные места — в KGallery.

До 17 марта, 18+

KGallery обращается к теме подпольного искусства и творчества отверженных. Проект «Я знаю места» посвящён коммуналкам и маленьким мастерским — той среде, в которой чаще всего можно встретить непризнанных гениев. Куратор — историк Игорь Кузьмичёв — проведёт зрителя по извилистыми маршрутами Ленинграда 70-х годов: от ДК Газа по квартирам художников, к тайным «салонам» и, конечно, заведёт всех в «Сайгон» — кафе, ставшее символом андеграундной культуры. Путевыми камнями в мысленно-визуальном путешествии станут кадры фотографов, которые в своё время тщательно задокументировали подпольную жизнь города.

«Артмуза» вдохновит «Пересечь экватор».

До 26 марта, 16+

Потоками тёплого ветра, незнакомыми запахами и яркостью красок привлекает посетителей «Артмуза». Выставка Аллы Полковниченко «Пересечь экватор» удивит колоритом, перенесёт в Индонезию и на Кубу, покажет Индию и нестандартные виды турецкого побережья. Автор яростно стремится преодолеть условную линию, разделяющую полушария, и погружается в чужие жизни.

Две стороны Петербурга — «Город, в котором я живу».

До 25 марта, 16+

В другом зале на территории «Артмузы», в галерее «Бизнес-Арт», фотохудожник и экспериментатор Дмитрий Белоусов делится своим взглядом на Петербург в проекте «Город, в котором я живу». Вот кислота бесконтрольно разъедает краску и изменяет привычное представление о городском пейзаже, придавая фотографиям фантастичность. Это техника мордансаж. Другие кадры, напротив, приковывают внимание чёткостью линий и абсолютной реалистичностью изображения. Такие снимки Белоусов делает на плёнку форматной камеры и точно знает, что получится в результате.

Русский музей знакомит с наследием мастера романтического пейзажа.

До 22 апреля, 6+

В Михайловском дворце открылась выставка «Максим Никифорович Воробьев и его ученики. Рисунки и акварели из собрания Русского музея». Центральная фигура — Максим Воробьёв — долгие годы преподавал в Академии художеств, прославился как мастер романтической пейзажной живописи и наставник целой плеяды талантливых учеников и последователей. Кураторы сосредоточились преимущественно на графике и изящных акварелях художника. Мастер любил путешествовать, и потому на его рисунках — виды разных стран Европы и Востока. В Академических залах посетители познакомятся также с работами Михаила Лебедева, Василия Садовникова, Михаила Эльсона и других студентов Воробьева.

На экранах

«Мечты робота» донесут суть без слов.

С 25 января, 0+

В прокате — франко-испанская анимационная картина режиссера Пабло Берхера «Мечты робота». Особенностью фильма о дружбе между собакой и машиной стало полное отсутствие диалогов: герои общаются и преодолевают все испытания молча — да слова им и не нужны. Премьера истории прошла на минувшем Каннском кинофестивале, а на фестивале анимационных фильмов в Анси взяла главную награду.

«Присцилла: Элвис и я» расскажет о личном.

С 25 января, 18+

В российских кинотеатрах стартует фильм Софии Копполы «Присцилла: Элвис и я». В центре внимания — история отношений короля рок-н-ролла и его жены: с момента встречи до тяжёлого развода. В прошлом году после показа картины на 80-м Венецианском кинофестивале публика устроила сиюминутную овацию. Важно, что ленту тепло приняла и сама Присцилла Пресли.

«Панические атаки» — одиночество и преступление.

С 25 января, 18+

В кинотеатрах можно увидеть новый фильм Ивана Твердовского «Панические атаки» о девушке, которая от них страдает. Проблема ещё и в том, что состояние героини в её родном посёлке считают одержимостью, и поддержки ждать не приходится. Девушка хочет уехать в Норвегию, а в результате оказывается втянута в преступление.

«Мастер и Маргарита» поставят в центр любовь.

С 25 января, 16+

Среди других важных отечественных новинок — «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина, режиссёра нашумевших «Серебряных коньков». Лента — не экранизация романа, а скорее история по мотивам, в центре которой оказывается любовь героев. Их роли исполнили Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Примечательно, что каст — интернациональный, что в нынешние времена в российском кинематографе редкость. Воланда сыграл немецкий актер Аугуст Диль, памятный ролью подозрительного немецкого штурмбаннфюрера в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино. А в роли Понтия Пилата — датчанин Клас Банг.

Ольга Минеева, специально для «Фонтанки.ру».