Мало какой музей будоражит так, как Кунсткамера в Петербурге. Уродцы в банках, привезенные из далеких краев древности, старинные научные артефакты — все это приводило в трепет посетителей в 18-м веке. Но здесь не скучно и современным гостям, утомленным клипами в соцсетях, где тоже показывают всякие «натуралии», как говорили во времена Петра. Кунсткамере в эти дни исполняется 310 лет. SPB.KP.RU прошелся по первому музею России и убедился, что он до сих пор способен удивить.
ЦАРЬ ЖАДНО СКУПАЛ ЭМБРИОНОВ.
Нерадивые экскурсоводы любят рисовать Петра Первого лихим и странным монархом. Дескать, сам вскрывал трупы, вырывал больные зубы подданным. А Кунсткамера и вовсе выросла из блажи царя — собирать всякие уродства в банках. Но на самом деле все, конечно, не так.
Неизвестный художник. Портрет Петра I. Россия. XVIII век. Фото: collection.kunstkamera.ru.
Во-первых, в то время коллекционировать диковинки было модно. Такие кабинеты с редкостями были у многих королей, курфюрстов, графов и прочей знати. Чем император Петр хуже? Но дело не только в моде. Молодой царь в самом начале правления отправился в турне по Западной Европе. И что он там увидел? Зарю промышленной революции — мануфактуры, фабрики, лаборатории. Романтичный историк скажет, что на Петра пролился свет просвещения, а прагматичный заметит: где развитие промышленности, там и новые военные технологии, быстрее корабли, дальнобойные пушки и скорострельные ружья. А у нас до сих пор стрельцы с пищалями, и пушки мы покупаем за границей. Петр понял: еще чуть-чуть и все это западное оружие покатится на нас, надо срочно догонять. Оттуда и страсть к наукам. Царь сметал все, что попадалось под руку: инструменты, станки, книги и… маленьких человечков в банке.
На базе Кунсткамеры работал физический кабинет, обширная библиотека, которой пользовались все ученые страны, обсерватория и анатомический театр, куда приглашали в первую очередь врачей и ученых, а потом уже жаждущих пощекотать нервы. Выставка биологических диковинок — это лишь вишенка на торте. Кстати, торт в Кунсткамере тоже был. По первости в музей всех желающих (благородных, конечно) пускали бесплатно. Гостя угощали бокалом вина или чашечкой кофе, а на закуску давали цукерброд — сладкий голландский хлеб с пряностями.
Алексей БУЛАТОВ.
Кунсткамере — 310 лет.
Так откуда взялись пугающие эмбрионы в банках? Большую часть этой коллекции Петр купил у голландского ученого Фредерика Рюйша. Он собирал жуткую коллекцию несколько лет. Рюйш обучал акушерок и просил их передавать ему результат трагичных родов. Так он собрал коллекцию эмбрионов, по которым можно проследить все развитие малыша в утробе, а также собрание погибших детей с физическими недостатками. Кроме коллекции, Рюйш передал Петру и секрет своего раствора, при помощи которого бальзамировал препараты. Формалина в те годы не знали, поэтому Рюйш готовил химикат из бренди с перцем.
СТЕНЫ ПОМНЯТ ЛОМОНОСОВА.
Не только Петр пополнял коллекцию Кунсткамеры. Одной из самых ценных коллекций является этнографическая: одежда, предметы быта различных экзотических народов. Ее собирали многочисленные путешественники, которые исследовали Россию и весь мир. Например, Крузенштерн вез из кругосветного путешествия предметы, которые наменял у многочисленных дикарей. Внес свой вклад и Миклухо-Маклай. Даже кое-что из артефактов, добытых исследователем Австралии Джеймсом Куком, со временем попало в Кунсткамеру. После того как его убили обитатели Гавайев, экспедиция Кука двинулась на север и пришла к берегам Камчатки. Там их встретили, помогли с провизией и ремонтом кораблей. В благодарность моряки поделились собранными предметами.
Кстати, история Джеймса Кука удивительным образом идет параллельно с именем другой важной для Кунсткамеры персоной — Михаилом Ломоносовым. Оба занимались исследованиями Венеры, для этого Кук поплыл на Экватор, а Ломоносов смотрел на прохождение Венеры по диску Солнца из окрестностей Петербурга. Российский ученый открыл на Венере атмосферу, а Кук — Австралию.
Алексей БУЛАТОВ.
За этим столом заседали академики.
Для Ломоносова Кунсткамера была офисом. Он приходил сюда на работу, писал диссертацию и участвовал в заседаниях Академии наук. От первого российского ученого осталось не так много артефактов. После его смерти потомки уехали из России, и предметов, связанных с Ломоносовым, осталось мало. В музее хранятся образцы смальты, которые они получил во время своих опытов. Мозаичная мастерская — один из проектов Ломоносова. Он провел тысячи экспериментов, чтобы получить точные формулы стекла разных цветов. Наборы разноцветных камешков — результат этих испытаний. Но главный ломоносовский предмет, который хранят уже больше 200 лет, — это стол, за которым проходили заседания Академии наук.
Алексей БУЛАТОВ.
Ломоносову посвящена отдельная экспозиция.
— Когда меня спрашивают, какой главный экспонат в Кунсткамере, я отвечаю, что сама Кунсткамера, — говорит директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук Андрей Головнев. — Следующим по уровню ценности я считаю этот стол, который слышал, знает и помнит все, что творилось вокруг российской науки в те годы. Как академики спорили и как в этих спорах рождалось знание о мире и о России.
Например, за этим столом развернулась настоящая интеллектуальная битва между Ломоносовым и Миллером. Последний написал диссертацию о «норманнском вопросе», в которой выводил российскую государственность от варягов. Ломоносов же был против и считал, что предки создали государство без посторонней помощи. Спор этот в разных видах возникает и сейчас. 200 с лишним лет назад победил Ломоносов, который заставил академию сжечь диссертацию Миллера.
Алексей БУЛАТОВ.
Ломоносов вычислял точные формулы стекла разных цветов.
— Эти два гиганта-дуэлянта действительно составили научную традицию, этот вопрос является научным наследием России, его невозможно окончить, он всякий раз вовлекает новых участников. И каждый историк проходит своего рода инициацию в этом вопросе: откуда пошла Русская земля? Еще одной доброй традицией, которую помнит этот стол, явилась традиция постоянных, принципиальных, беспощадных интеллектуальных баталий в Академии наук, — делится Андрей Головнев.
Алексей БУЛАТОВ.
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН Андрей Головнев руководит Кунсткамерой с 2017 года.
СКЕЛЕТ БЕЗ ГОЛОВЫ БЕГАЛ ПО ЗАЛАМ.
Когда в одном месте собрано столько жутких вещей, неминуемо родятся мистические легенды. Вокруг Кунсткамеры их ходят массы. Например, есть в экспозиции огромный скелет французского великана Николя Буржуа. Петр увидел его во время путешествия и пригласил в Россию. У нас французу с ростом 2,2 метра нашли такую же высокую чухонку. Петр ждал, когда у них родятся дети, но этого не случилось. Через 7 лет Николя умер. А его скелет… поставили в Кунсткамере. В 1747 году в музее произошел пожар, и голова великана исчезла. Вскоре ему нашли новую. Но смотрители стали шептаться, что по ночам скелет ходит по залу и ищет свой родной череп.
Скелет Николя Буржуа. Череп, говорят, — не его. Фото: kunstkamera.ru.
Не менее жуткая история связана с головой Марии Гамильтон. Она была любовницей Петра, но царь быстро к ней охладел. Потом она «встречалась» с денщиком императора Иваном Орловым и трижды беременела от него. Правда, рожать не хотела и прибегала к абортам. Тогда это было страшное преступление. Когда это вскрылось, ее приговорили к смерти. Петр долго осматривал отрубленную голову и даже провел подданным лекцию по анатомии, а потом голову заспиртовали в банке. Рядом с ней на полке стояла голова Вилима Монса — любовника Екатерины. Оба жутких экспоната через несколько лет исчезли.
Скелет двухголового теленка с четырьмя передними и двумя задними конечностями. Фото: kunstkamera.ru.
Другая мрачная легенда говорит о предметах, предсказывающих смерть. Старинные часы иногда начинали идти назад из-за поломки в механизме. Считалось: тот, кто это заметит, вскоре умрет. Такое же зловещее предсказание делала статуя кошки. Якобы она могла моргать, а свидетеля этого редкого явления ждала чуть ли не мгновенная кончина.