![](https://resizer.mail.ru/p/189774d9-00d4-5cff-b44e-9c23b1428271/AQAGldup_axdko3J3YQtlctY0MH_pDTrFuUUqe10FWLXxkaDRs8bHAetD-ZcMO_bTc7rpLVlcRFlkQ20Mi8i7gFlwfs.png)
Этот шрифт помогает незрячим и слабовидящим людям в письме и чтении. Разработал его 200 лет назад пятнадцатилетний Луи, потерявший зрение в пятилетнем возрасте после несчастного случая в мастерской отца. Шрифт сделан по шеститочечной системе в два столба и три строчки. Первая книга по системе Брайля была напечатана в 1837 году, это была «Краткая история Франции».
Незадолго до Брайля разработкой метода обучения слепых занимался французский педагог Валентин Гаюи (1745 — 1822), результатом его работы было изобретение рельефно-линейного шрифта «унциал». Первый точечный шрифт под названием «ночная азбука» появился в 1808 году, артиллерийский офицер Шарль Барбье (1767 — 1841) предложил этот способ для кодирования сообщений и их чтения в темноте и бесшумно. В Национальной школе для слепых в Париже, где учился одиннадцатилетний Луи Брайль, в 1820 году Барбье продемонстрировал свою азбуку. Луи тогда предложил идею, как улучшить эту разработку: сократить количество рядов по вертикали с шести до двух.
Это были не первые попытки упростить жизнь людям со слабым зрением, но они оказались достаточно удачными и получили распространение во всем мире. В нашем материале расскажем о том, как развивалась инклюзивность на протяжении истории и посмотрим, какие методики переняли Российские и зарубежные музеи для создания комфортных условий посетителей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
![Здание Национального института слепой молодежи Луи Брайля в Париже (Institut national des jeunes aveugles - Louis Braille) Здание Национального института слепой молодежи Луи Брайля в Париже (Institut national des jeunes aveugles - Louis Braille)](https://resizer.mail.ru/p/1e768559-e0e8-53da-b5fc-1e04439e5487/AQAGwkMXMpUV0pSGnRb2FukyNSuopCIH_7buCk_l-yUn2mhOYAmlFbxIQqDTJbmeyUNaFlb2Of7tX3cpF2x7L049Ghw.png)
VIII век
Бенедиктинский монах Беда Достопочтенный (672 — 735), и да, это его настоящее имя, в своём труде «De computo et loquela digitorum» («О счёте и разговоре на пальцах») написал, что пальцами можно визуализировать буквы и таким образом использовать жесты как секретный язык. Там же он продемонстрировал изображения римских монет, на которых номинал нарисован в виде жестов на пальцах.
XV век
Попытки визуализировать буквы и цифры жестовым языком можно засвидетельствовать в разных странах Европы эпохи Возрождения, преимущественно в монастырях. Это неудивительно, ведь именно монастыри в те времена были важнейшими интеллектуальными центрами. Например, испанский монах Педро Понсе де Леон (1460 — 1521) создал одноручную дактильную азбуку испанского языка для обучения глухих словесной речи.
Одна из самых ранних книг с такой визуализацией, дошедших до наших дней — книга итальянского математика из университета Перуджи, основоположника современного бухгалтерского учёта Луки Пачоли.
XVII век
В 1620 году испанский учитель Хуан Пабло Бонет (1579−1633) изложил опыт обучения мальчика, оглохшего в двухлетнем возрасте, в книге «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить». Эта работа стал важным этапом развития сурдопедагогики — отрасли знания о методах обучения и воспитания лиц с нарушением слуха.
![Метод изучения глухонемых по версии Хуана Пабло Бонета Метод изучения глухонемых по версии Хуана Пабло Бонета](https://resizer.mail.ru/p/01377d24-3004-56f7-88ed-c5d028ebb375/AQAGUlPlsUCo8XWKyHQpo01EU_Exvs0bGwppw2M-RB6bLrI0zA8W0qjjiQ1hgbDNc2tXFPVIV3Vd5y4i0EP7r-UtdtQ.png)
Создателем двуручного английского пальцевого алфавита стал оксфордский профессор геометрии Джон Валлис (1616 — 1703). Его коллега по университету Джордж Дальгарно (1626 — 1686) создал уже полноценный ладонный алфавит, буквы которого распределены по частям ладони и пальцев. Для людей с поражением слуха были даже разработаны специальные перчатки, на которые были нанесены буквы.
А вот создание первой бесплатной школы для глухих связывают с именем французского священника Шарль-Мишель де л’Эппе, и случилось это лишь в 1755 году в Париже.
![Аббат де л’Эппе преподает глухим детям перед королем Людовиком XVI
Аббат де л’Эппе преподает глухим детям перед королем Людовиком XVI](https://resizer.mail.ru/p/dd5c7d0d-5dcc-5d1c-998a-78aa5491f406/AQAGsWob4hA60ZCFy3VO8-YWKv83tmsb0AbMK1jUNNnWvHBknuiTALOcp7j5KYGQo1K606pLn47nfUqGnL2JyHwdfLA.jpg)
XIX век в России
В России первые эксперименты в этой области произошли на волне увлечения идеями Просвещения. Екатерина II недаром состояла в переписке с Вольтером и другими европейскими мыслителями своей эпохи, и не на пустом месте открыла Смольный институт — инклюзия в сфере образования сперва коснулась девочек. А в 1806 году уже по инициативе императрицы Марии Федоровны в городе Павловске было открыто первое в России опытное училище для глухонемых.
Шрифт Брайля был разработан к 1825 году, но в мировую практику вошёл далеко не сразу. Даже во Франции окончательное и безоговорочное признание система Брайля получила только на Международном парижском конгрессе в 1878 году после смерти изобретателя.
Три года спустя, в 1881 году, в столице Российской империи была открыта первая школа для слепых — Санкт-Петербургское Александро-Мариинское училище слепых. Екатерина Трумберг, начинающая преподавательница этого училища, адаптировала Шрифт Брайля к русскому языку. В 1885 году в России вышла и первая книга для слепых «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер».
![Ради такого дела издательница Адлер (1856 - 1924) на личные средства открыла неподалеку от Подольска типографию рельефно-точечного шрифта. Ради такого дела издательница Адлер (1856 - 1924) на личные средства открыла неподалеку от Подольска типографию рельефно-точечного шрифта.](https://resizer.mail.ru/p/437ab466-3873-5bc7-9b6e-1b0049e8d4e6/AQAG7y8koQPXdWikxo_X_1dO_jg6JUCiRnds_mACf2Q376VgeNRy6Uq9kTadY4kotGb1tP-T6mdjouUwH_rJ4cgjFq0.jpg)
XX век в СССР
Сто лет назад, в 1924 году, в молодом советском государстве прошёл I съезд Всероссийского общества слепых. С апреля 1924 года объединенное издательство Наркомата социального обеспечения РСФСР и Всероссийского кооперативно-производственного объединения инвалидов «На помощь» начало издавать литературно-художественный журнал «Жизнь слепых». Составлением журнала занимались сами люди с ограничениями по зрению.
Из статьи «Культработа среди слепых в Москве», напечатанной в первом же номере журнала в частности можно узнать о лекциях, концертах, публичных чтениях, о программе, по которой слепые могли получить бесплатные билеты в государственные театры — и широко пользовались этим правом. В 1920-х годах основатели Дарвиновского музея водили экскурсии для незрячих студентов и мужчин, вернувшихся с Гражданской войны. Позже в музее появилась первая тактильная экспозиция о животных и растениях с использованием кусочков шкур, скелетов, чучел и отпечатков следов окаменевших раковин.
История, которая также значительно повлияла на отношение к слепоглухим в СССР получила широкую известность под названием «Загорский эксперимент». Идея его состояла в воспитании и обучении слепоглухих воспитанников Загорского (сегодня — Сергиево-Посадского) дома-интерната. Проект проходил в 1970-х годах под руководством профессора Ивана Соколянского, доктора психологических наук Александра Мещерякова, и в некоторой степени философа Эвальда Ильенкова. На обучение принимали детей с самого раннего возраста, но вершиной эксперимента стало получение высшего образования на психфаке МГУ четвёркой слепоглухих воспитанников интерната наравне со зрячеслышащими студентами.
![Фото из личного архива участника эксперимента Александра Суворова. Александр ослеп в 4 года, в 9 потерял слух, с 11 лет обучался в интернате, поступил и окончио МГУ, в 1996 году защитил диссертацию, получив статус доктора психологических наук. По сей день «слушает» музыку и интересуется искусством. Фото из личного архива участника эксперимента Александра Суворова. Александр ослеп в 4 года, в 9 потерял слух, с 11 лет обучался в интернате, поступил и окончио МГУ, в 1996 году защитил диссертацию, получив статус доктора психологических наук. По сей день «слушает» музыку и интересуется искусством.](https://resizer.mail.ru/p/be2dd9f0-a8d6-5264-a76c-5fe605479604/AQAGo5oNST3bgdA3O0ULLwQ5QPduCKGeRqRMYgMGUbfwEoxv0Krsxc9Z3aWjY37U7Bu1VsEIhGH39I2X-rh6ctjY2Ag.png)
Тогда же, в середине 1970-х, но в США прошёл VII Всемирный конгресс по проблемам глухоты, где была принята и утверждена международная жестовая система. В Нью-Йорке в Метрополитен-музее появилась первая «Тактильная коллекция» — собрание вещей, которые можно трогать.
Однако, глобально об инклюзии заговорили значительно позже, 20 лет спустя. Сам термин «инклюзия», равно как и принцип инклюзивности образования был провозглашен в 1994 году на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями под эгидой ЮНЕСКО. Одним из первых музеев, откликнувшимся на новый тренд стал французский Лувр. Уже в 1995 году музей, ведущий свою историю со времён Великой Французской буржуазной революции, запустил проект «Музей без правил» и тактильную выставку «Осязательная галерея», на которой посетители могут потрогать репродукции известных скульптур. Подобный опыт позволил незрячим людям получить эмоции через материал не боясь, что их остановят смотрители или сработает сигнализация.
![Новое пространство для тактильного знакомства со скульптурой, открытое в Лувре в сентябре 2023 года. Новое пространство для тактильного знакомства со скульптурой, открытое в Лувре в сентябре 2023 года.](https://resizer.mail.ru/p/20b1e06a-69b6-58ee-9b65-be95d5ea2fb9/AQAGLW6_KeZrHF_q3YMv4baH1hIWVEssLApuIGHblWDl0iwZkLU1Bmt7NFIGq5-ZTMCr8CTfv8iwBu2-pGjAqgTDiCc.jpg)
XXI век
Активное внедрение инклюзивных практик в России нначалось в 2012 году началось после появления понятия «Инклюзивное обучение» в № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а затем и выпуска приказа Министерства культуры в 2015 году о доступности учреждений «с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения», согласно которому в культурных институциях должны появится пандусы, интерактивные экраны и сурдопереводчики.
Так, в 2015 году в Музее современного искусства «Гараж» появился отдел инклюзивных программ, а с недавнего времени они запустили программу дополнительного профессионального образования «Многообразие инклюзивных практик и перспективы их внедрения в работу организации». Институция ставит перед собой задачу по адаптации пространства и информации для посетителей с различным опытом, и активно делится с профессиональным сообществом наблюдениями, результатами и опытом. Например, в 2021 году они провели курс «Различные концепции инклюзии и их реализация в сфере образования и культуры». В 2023 году в лектории музея активно проходили кинопоказы и события для глухих и слабослышащих посетителей, делая досуг людей насыщенней и интереснее.
![Музей «Гараж» на регулярной основе проводит события для глухих и слабослышащих посетителей. Экскурсии и открытые мастерские для взрослых и детей сопровождаются переводом на русский жестовый язык. Музей «Гараж» на регулярной основе проводит события для глухих и слабослышащих посетителей. Экскурсии и открытые мастерские для взрослых и детей сопровождаются переводом на русский жестовый язык.](https://resizer.mail.ru/p/971e8cb8-2e98-5d7f-b1fd-442987060897/AQAGLp43L_E-omElFIejxk-pKaWJONyk9S2DbRtAMc512I8nv2Uw4CJQ6JfSNGLLdnEsvxUkTHPAEG_fl4YHOrDyayk.png)
В 2016 году ГМИИ им. Пушкина создал департамент «Музей инклюзивных практик» и программу «Доступный музей». Так появилась первая в России карта сенсорной безопасности музейного пространства для людей со сниженным порогом сенсорной чувствительности (повышенная чувствительность к свету, звуку, большому скоплению людей). Также для посетителей проводят экскурсии на русском жестовом языке по постоянной экспозиции, а на сайте публикуют подкасты с тифлокомментариями к временным выставкам и видеокурсы об искусстве для глухих и слабослышащих зрителей. С каждым годом в штате музеев все больше сотрудников становятся проводниками в инклюзивные практики.
В декабре 2021 года в столице открылся Дом культуры ГЭС-2, в который изначально начал внедрять программу доступности через разный способ адаптации, например:
- Синхронный перевод на русский и жестовый язык на публичных мероприятиях и публикация видеороликов на русском жестовом языке.
- Создание текстов на ясном языке для адаптации художественных высказываний, предоставление текстовых материалов, напечатанные увеличенным шрифтом и шрифтом Брайля.
- Тифлокомментарии при кинопоказах и театральных представлениях — специальное аудиальное описание того, что происходит на экране или сцен. Аудиогиды можно попросить на стойке информации.
![Всё это помогает создавать условия для совместного творчества и социокультурного взаимодействия самых разных людей. Всё это помогает создавать условия для совместного творчества и социокультурного взаимодействия самых разных людей.](https://resizer.mail.ru/p/90bbfd11-aa92-597a-be8d-a2c3ddb625aa/AQAGF8pZM6MTGuiwwUiU7wuffj0fL-lmdcFgcMD5uGspZ443bH1_l3izc9OiGA6FDwYoO3axdIawR88E81miXgqGQFI.jpg)
А замечали ли вы в своих городах таблички со шрифтом Брайля, тактильные модели в музеях или видели лекции, в которых сбоку шёл перевод на русский жестовый язык? Это всё находится вокруг нас и не всегда мы придаем этому значение, но результаты многовековой работы, постоянное развитие и продвижение инклюзивных практик делают жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья комфортнее и безопаснее.
Еще больше интересного в сообществе «VK Гид».