![](https://resizer.mail.ru/p/5b3c1570-31e0-54b3-9159-1bf587599df2/AQAGwoaEiWIZZ72LyF89bd9GrxMg1eiQs1F9sfSSY1WeSZnfDrGFcG1aX7fwrUcqhasmCbUNJof9mia9h-bUuULicio.jpg)
Фонд Музея Москвы в ближайшее время пополнит оригинальная коллекция фарфоровых предметов. Это пять крупных фрагментов уникальных игрушек, которые принадлежали юным москвичам два века назад. Археологи нашли их при проведении строительных работ в 4-м Крутицком переулке. Среди артефактов — голова куколки с аккуратной прической и румянцем на щеках, статуэтка девушки с мандолиной, два пупсика-голыша. Все они уже отреставрированы.
«В 4-м Крутицком переулке археологи нашли всего около 300 артефактов, которые относятся к
У двух пупсов-голышей сохранились только туловища с ручками и ножками. Изначально это были небольшие игрушки длиной всего пять сантиметров. Они пользовались большой популярностью у детей во второй половине XIX века. Мамы и няни разрешали играть с такими пупсами во время купания, чтобы дети не заскучали. Археологи не располагают точными данными, где изготовили найденные фигурки. Возможно, они были сделаны в деревне Турыгино, расположенной в Московской области. Здесь подобных кукол производили на фарфоровом заводе в XIX и в начале XX века.
![](https://resizer.mail.ru/p/1fea217a-d735-5269-9a49-a9ac3f80eabb/AQAGC_5Na-grdaKNgSHqXK9vyBLmLUeuA_G4JCQdB1HMyHIMQ1TCtFzuwercMQO0yky_bN-z2ZAC8jykH78smasV6E8.jpg)
Другая находка, которую специалисты относят к детским игрушкам, представляет собой фрагмент декоративной фарфоровой статуэтки-девушки, держащей в руках мандолину. Примечательно, что у фигурки части тела имеют расплывчатые формы. Археологи связывают это с тем, что при создании статуэтки использовали недостаточно качественную форму для отливки. Такой способ производства указывает на серийный выпуск игрушки большими партиями. Однако пока не установлено, в какой стране и на каком предприятии была изготовлена фарфоровая статуэтка.
![](https://resizer.mail.ru/p/3653a16c-b79c-50e6-9c51-c6eab6c04923/AQAGXgNe1567QaB_ddtY0YX2DbmHboJ2rDmW9IGFQ2FEgqfbVQe7fGt0ZRr6VxUomCU9nJJNnueOkR2VXzP5hDrrG4s.jpg)
Еще один любопытный артефакт — это деталь фарфоровой куклы, к которой крепились голова и туловище. Считается, что самые первые игрушки из фарфора начали создавать во Франции в XVIII веке. В то время они стоили довольно дорого. Такую вещь могли позволить себе только богатые семьи. В XIX веке кукол стали производить массово на заводах. Это отразилось на их стоимости. Игрушки стали дешевле и доступнее для многих покупателей. Чаще всего из фарфора делали только головы, а туловища изготавливали из разных материалов, например из ткани или кожи. Для набивки использовали солому, древесную стружку, опилки.
![](https://resizer.mail.ru/p/2efba4f0-036a-511b-8800-68e2fcef717b/AQAGQv6T-tGYND37rfxBZw31ojqi1XxmXI88CZ8516lFoYfyiuy-P5cN8brWZNRsFn2jfDzgMMXtrQ3phFUJtAC-drc.jpg)
В России в XIX веке фарфоровые игрушки нередко создавали кустарным способом — в небольших количествах и вручную. При этом существовали и крупные предприятия, специализировавшиеся на изготовлении кукол из фарфора. Одним из наиболее значимых производств того времени считается фабрика «Журавлевъ и Кочешковъ» в Москве. В некоторых источниках ее еще называют кукольным императорским заводом. Также большая артель работала в подмосковном Хотькове. Там создавали фарфоровые головы и отправляли в Европу. Кроме того, в Российской империи в польском городе Калиш действовала знаменитая кукольная фабрика Адама Шраера и Якоба Фингергута. Куклы, выпущенные российскими фабрикантами в XIX — начале XX века, славились своей красотой, изящностью и долговечностью.
![](https://resizer.mail.ru/p/cd9a53a0-7d42-58d5-87e7-8dfbda820149/AQAGvMryciI1xnfWy_YLgPtnPlJbGSfmAnOHRAAXGPrAo-XSfcf46ROUtJz5gLn5MVZ-mC7kkYFTIYezvH92_BTLkkY.jpg)
Московский 4-й Крутицкий переулок получил название от находившегося поблизости Крутицкого подворья архиереев Сарских и Подонских. Оно образовалось в конце XIII века, а со второй половины XV столетия стало постоянной резиденцией владык. В 1571 году, после набега крымского хана Девлет-Гирея на Москву, монастырь был разорен. Постепенно он восстанавливался в правление царей Федора Ивановича и Михаила Федоровича. Епархию упразднили в 1764 году.
Название подворья восходит к урочищу Крутицы — местности на высоком и крутом берегу Москвы-реки. Эти земли относились к пригородным до строительства вокруг Москвы таможенной границы — Камер-Коллежского вала в 1720—1740-е годы. После этого они попали в границу города. До 1917 года территория 4-го Крутицкого переулка застраивалась частными домами. Здесь проживали горожане со скромным достатком. Они не могли себе позволить предметы из дорогого фарфора. Однако москвичи старались радовать своих детей игрушками.
![](https://resizer.mail.ru/p/9a96cf28-e127-5cad-8964-278626125835/AQAGhpLdgmx38JxW8EVvl6m0upOHckMRzf65gtb7Gwh9yIsHhMz1xL_Go5gKlkHKJXoJB4DFTh-hUnCKZJoPtuy2E8k.jpg)
За последние 13 лет археологи обнаружили 100 тысяч артефактов. Каждый из старинных предметов отражает частичку истории города, рассказывает о жизни, а также традициях целых поколений москвичей.
Коллекции, найденные на одной улице, нередко насчитывают сотни артефактов. Так, около 600 исторических предметов быта
Чернолощеная миска и серебряные монеты: коллекцию найденных на Тверской улице артефактов передадут в музейный фонд.
Сохранение находок — важная часть работы археологов. Процесс делится на два этапа: камеральную обработку, во время которой удаляется грунт, и реставрацию. В зависимости от сложности находки и ее состояния реставрация занимает от недели до нескольких лет. Сейчас почти 300 артефактов находится в мастерских археологов на камеральной обработке, в прошлом году около двух тысяч было отреставрировано.
Любые археологические работы и исследования на территории Москвы проводятся под контролем столичного Департамента культурного наследия.