Фарфоровые пупсы, статуэтка с мандолиной и румяная куколка: во что играли москвичи в XIX веке

Пять уцелевших фрагментов уникальных игрушек позапрошлого века были обнаружены археологами во время работ в 4-м Крутицком переулке. Они уже отреставрированы.

Фонд Музея Москвы в ближайшее время пополнит оригинальная коллекция фарфоровых предметов. Это пять крупных фрагментов уникальных игрушек, которые принадлежали юным москвичам два века назад. Археологи нашли их при проведении строительных работ в 4-м Крутицком переулке. Среди артефактов — голова куколки с аккуратной прической и румянцем на щеках, статуэтка девушки с мандолиной, два пупсика-голыша. Все они уже отреставрированы.

«В 4-м Крутицком переулке археологи нашли всего около 300 артефактов, которые относятся к XVII—XIX вв. В коллекции особо выделяются фарфоровые детские игрушки, датированные позапрошлым столетием. Их крупные фрагменты чудом сохранились, ведь фарфор достаточно хрупкий материал. На уцелевших элементах заметны потертости и сколы. Это говорит о том, что два века назад предметы не стояли на полках в качестве украшения, а юные москвичи с ними часто играли», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

У двух пупсов-голышей сохранились только туловища с ручками и ножками. Изначально это были небольшие игрушки длиной всего пять сантиметров. Они пользовались большой популярностью у детей во второй половине XIX века. Мамы и няни разрешали играть с такими пупсами во время купания, чтобы дети не заскучали. Археологи не располагают точными данными, где изготовили найденные фигурки. Возможно, они были сделаны в деревне Турыгино, расположенной в Московской области. Здесь подобных кукол производили на фарфоровом заводе в XIX и в начале XX века.

Другая находка, которую специалисты относят к детским игрушкам, представляет собой фрагмент декоративной фарфоровой статуэтки-девушки, держащей в руках мандолину. Примечательно, что у фигурки части тела имеют расплывчатые формы. Археологи связывают это с тем, что при создании статуэтки использовали недостаточно качественную форму для отливки. Такой способ производства указывает на серийный выпуск игрушки большими партиями. Однако пока не установлено, в какой стране и на каком предприятии была изготовлена фарфоровая статуэтка.

Еще один любопытный артефакт — это деталь фарфоровой куклы, к которой крепились голова и туловище. Считается, что самые первые игрушки из фарфора начали создавать во Франции в XVIII веке. В то время они стоили довольно дорого. Такую вещь могли позволить себе только богатые семьи. В XIX веке кукол стали производить массово на заводах. Это отразилось на их стоимости. Игрушки стали дешевле и доступнее для многих покупателей. Чаще всего из фарфора делали только головы, а туловища изготавливали из разных материалов, например из ткани или кожи. Для набивки использовали солому, древесную стружку, опилки.

В России в XIX веке фарфоровые игрушки нередко создавали кустарным способом — в небольших количествах и вручную. При этом существовали и крупные предприятия, специализировавшиеся на изготовлении кукол из фарфора. Одним из наиболее значимых производств того времени считается фабрика «Журавлевъ и Кочешковъ» в Москве. В некоторых источниках ее еще называют кукольным императорским заводом. Также большая артель работала в подмосковном Хотькове. Там создавали фарфоровые головы и отправляли в Европу. Кроме того, в Российской империи в польском городе Калиш действовала знаменитая кукольная фабрика Адама Шраера и Якоба Фингергута. Куклы, выпущенные российскими фабрикантами в XIX — начале XX века, славились своей красотой, изящностью и долговечностью.

Московский 4-й Крутицкий переулок получил название от находившегося поблизости Крутицкого подворья архиереев Сарских и Подонских. Оно образовалось в конце XIII века, а со второй половины XV столетия стало постоянной резиденцией владык. В 1571 году, после набега крымского хана Девлет-Гирея на Москву, монастырь был разорен. Постепенно он восстанавливался в правление царей Федора Ивановича и Михаила Федоровича. Епархию упразднили в 1764 году.

Название подворья восходит к урочищу Крутицы — местности на высоком и крутом берегу Москвы-реки. Эти земли относились к пригородным до строительства вокруг Москвы таможенной границы — Камер-Коллежского вала в 1720—1740-е годы. После этого они попали в границу города. До 1917 года территория 4-го Крутицкого переулка застраивалась частными домами. Здесь проживали горожане со скромным достатком. Они не могли себе позволить предметы из дорогого фарфора. Однако москвичи старались радовать своих детей игрушками.

За последние 13 лет археологи обнаружили 100 тысяч артефактов. Каждый из старинных предметов отражает частичку истории города, рассказывает о жизни, а также традициях целых поколений москвичей.

Коллекции, найденные на одной улице, нередко насчитывают сотни артефактов. Так, около 600 исторических предметов быта XV—XVIII вв. нашли во время археологических работ на Тверской улице в 2022—2023 годах.

Чернолощеная миска и серебряные монеты: коллекцию найденных на Тверской улице артефактов передадут в музейный фонд.

Сохранение находок — важная часть работы археологов. Процесс делится на два этапа: камеральную обработку, во время которой удаляется грунт, и реставрацию. В зависимости от сложности находки и ее состояния реставрация занимает от недели до нескольких лет. Сейчас почти 300 артефактов находится в мастерских археологов на камеральной обработке, в прошлом году около двух тысяч было отреставрировано.

Любые археологические работы и исследования на территории Москвы проводятся под контролем столичного Департамента культурного наследия.