Балаганы, елки и качели. Как праздновали Рождество в Царицыне

До XIX века елки в домах и общественных пространствах города не наряжали и вообще не ставили.

Источник: Аргументы и факты

Для наших православных предков Рождество наступало прежде Нового года — именно этот праздник был главным. Готовились к нему заранее, а отмечали с размахом, хотя век от века традиции менялись.

За кобылку — штраф.

В начале XVIII века Царицын не был благонравным городом — сюда из разных концов государства Российского бежали те, кто хотел укрыться от властей. И Рождество праздновали здесь не по строгим церковным канонам.

«Во втором десятилетии 1700-х годов назначенный на должность руководителя Царицынского духовного приказа Кондрат Иларионов жаловался в астраханское архиепископство: Рождество жители Царицына проводили “в бесовских сонмищах” — нарядившись, водили “бесовую кобылку”. А иные “в таких позорищах” и вовсе “падали в блуд”, — рассказывает историк-краевед, представитель Волгоградской епархии Сергей Иванов. Такое поведение, скорее всего, не было результатом пристрастия жителей города к язычеству, предполагает историк. Та же “бесовая кобылка”, когда двое мужчин прятались под попону, изображая передние и задние ноги лошади, а перед собой несли её изготовленную из дерева голову, — это всего лишь элемент народной праздничной культуры. Но руководитель Царицынского духовного приказа был особенно возмущён тем, что в рождественские дни в таких празднованиях к мирянам присоединялись и молодые священнослужители, и монахи Троицкого монастыря.

Кондрат Иларионов подошёл к искоренению недостойного поведения со всей строгостью: назначил за него попам, дьяконам и монахам штраф в четверть годового жалования. А для особо провинившихся — битьё плетьми и высылку в цепях в Астрахань «для правежа» вплоть до отлучения от церкви.

Вместо водки — чай.

Строгие меры принесли плоды, и со временем о языческих обычаях в Царицыне забыли. Изменились в XIX веке и традиции празднования Рождества.

«Практически все православные верующие Царицына приходили в этот день в храм. А после службы священнослужители шли в дома жителей города. В то же время у Скорбященского храма на площади, которая носила то же имя, устраивались для горожан балаганы и качели», — делится Сергей Иванов.

Были и другие особенности. «До XIX века ёлки в домах и общественных пространствах не наряжали и вообще не ставили, — рассказал краевед Роман Шкода. — Но было одно исключение — их ставили в кабаках и трактирах для посетителей. Поэтому зелёные ёлочки ещё долго ассоциировались не с добрым семейным праздником, а с пьянством. Пьяного человека так и называли в народе — Иван Ёлкин».

А ещё позже в Царицыне стало действовать Общество трезвости. Здесь собирали на Рождество чайные вечера, куда приходили целыми семьями, чтобы послушать благотворительные концерты. Местные купцы устраивали рождественские приёмы для детей бедняков — никто не считал, сколько раз они на них приходили. Ёлки украшали не игрушками, а конфетами, пряниками, орехами, фруктами, которые после хороводов разбирали маленькие гости. После их ухода развешивали новые лакомства — для следующих гостей.

Особенно красочными были рождественские вечера у купца Александра Репникова, известного мецената и благотворителя. В его особняке непременно устраивали вертеп — кукольное представление, в котором рассказывали историю рождения младенца Иисуса.

До первой звезды.

Особым был день перед праздником — Рождественский сочельник.

«У православных христиан он проходил в молитвах и смирении, подготовке к одному из главнейших христианских праздников. В этот последний — и самый строгий — день поста запрещалось принимать пищу до позднего вечера. И только с появлением на небе первой звезды разрешалось начать вкушать сочиво — традиционное блюдо, приготовленное из крупы, мёда и сухофруктов», — рассказали в Волгоградском краеведческом музее.

В храмах в этот день проходили службы, и важной часть был вынос зажжённой свечи в центр храма — символа загоревшейся на ночном небе первой звезды, свидетельствующей о рождении Богомладенца. А после Рождества начинались празднования — святочные дни.

Царицане разговлялись после Рождественского поста. В зажиточных семьях традиционным блюдом был жареный поросёнок, а также волжская рыба — осетровые или белорыбица. А вот салатов на столах царицан не было. Из алкоголя присутствовали водка и различный самогон.

Это интересно.

Традиция украшать ёлку возникла лишь в последней трети XIX столетия. Игрушки были самые простые, картонные, из папье-маше, а также баранки, конфетки. В домах побогаче со временем появилась мишура, свечи. Первые заводские ёлочные игрушки стоили недёшево, стоимость набора шаров доходила до 50 ₽ при средней зарплате рабочего 20 ₽ в месяц.

В богатых царицынских семьях существовала традиция покупать к Рождеству две ёлки. Одна предназначалась для домочадцев, другая — для прислуги. В качестве украшений шли конфеты и орехи, обернутые золочёной бумагой. Как считали тогда городские обыватели, чем больше орешков и яблок повесишь, тем богаче будет год.