А утром — в фонтан! Как москвичи проводили «новогодние каникулы» в XIX веке

Это время у москвичей и раньше не было скучным — шумно отметив праздник, они устремлялись на Никольскую и Лубянку.

Источник: Аргументы и факты

Традиция отмечать Новый год, как и многие другие пришла в Россию по указу Петра I от 20 декабря 1699. Тогда же россияне перешли на новое летоисчисление. И вместо 7028 года от сотворения мира они в одночасье оказались в 1699 году от Рождества Христова.

В документе обозначались и первые традиции празднования, похожие на европейские. Праздник отмечался целую неделю, а людям надлежало украшать дома и ворота еловыми, сосновыми, можжевеловыми деревьями или хвойными ветками и поздравлять друг друга с наступлением Нового года.

Праздник прижился. Хотя, отмечался менее ярко, чем Рождество, которое наступало за неделю до Нового года. Да и сам праздник считался «взрослым». Лев Кассиль в книге «Кондуит и Швамбрания» писал: «Настало 31 декабря. К ночи родители наши ушли встречать Новый год к знакомым. Мама перед уходом долго объясняла нам, что “Новый год — это совершенно не детский праздник и надо лечь спать в десять часов, как всегда…”».

Самые модные московские рестораны

Но пока подрастающее поколение укладывалось спать, старшее отправлялось гулять. Чаще всего москвичи отмечали праздник в одном из московских ресторанов. Ехали к «Яру». Широко гуляли у Тестова или в «Эрмитаже». А кто-то предпочитал фешенебельный «Славянский базар», что на Никольской. Он открылся в 1873 году в гостиничном комплексе предпринимателя Александра Пороховщикова, тезки и родственника известного советского и российского актера. За перестройку здания взялся австрийский архитектор Август Вебер.

Известный журналист, репортер и писатель, большой знаток Москвы Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» описывал «Славянский базар» как «фешенебельный, с дорогими номерами, где останавливались петербургские министры, и сибирские золотопромышленники, и степные помещики, владельцы сотен тысяч десятин земли, и… аферисты, и петербургские шулера, устраивавшие картежные игры в двадцатирублевых номерах». Владимир Алексеевич считал этот ресторан «единственным в центре города». Кстати, именно тут, проведя в «сидении на Шипке» в беседах под хорошую закуску и выпивку 18 часов, Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский решили: «Художественному театру — быть!».

Славился ресторан, в котором на новогодние праздники собиралась самая разнообразная публика, и своими официантами. Которые, мало того, что они были в то время редкостью, да еще и прислуживали во фраках.

В обычные же, непраздничные дни, публика начинала собираться сюда к завтраку, который шли с 12 до 15 часов. И зачастую заканчивались «красиво» — шампанским и кофе с ликером. Кто же решал остаться и после, частенько заказывали «журавли» — хрустальные графины с дорогим коньяком, и расписанные золотыми птицами. Тогда же и появилось крылатое выражение: «завтракать до журавлей». Сами же графины потом забирались на память.

Утоляли жажду на Лубянке

Ну, а после новогодней ночи многие гости, наверное, выходили по Никольской к Лубянской площади, чтобы припасть к живительному источнику — фонтану. Сама Лубянская площадь получила свое название после того, как при Иване III сюда были переселены семьи из одного из районов Великого Новгорода — Лубяницы. И именно тут появился один из самых известных московских водоразборных фонтанов. Над его созданием работал Иван Петрович Витали. Работа длилась с 1829 по 1835 годы. Четыре фигуры мальчиков, олицетворяющих реки Волгу, Днепр, Дон и Неву. поддерживают большую чашу из красного гранита. Малую чашу поддерживала группа из трех бронзовых орлов.

Москве, как крупному городу очень не хватало воды. А реки зачастую были непригодны для питья. После строительства Мытищинского акведука, живительная влага стала поступать в город. И тогда и было принято решение обустроить несколько фонтанов. Фонтаны выполняли роль водозаборных бассейнов, куда и подавалась вода. Отсюда водовозы развозили ее по назначению. Ведь как пелось в известной песенке из фильма «Волга-Волга» «без воды, и ни туды, и ни сюды…».

Но время шло. Фонтан разобрали и перенесли — сейчас его можно увидеть во дворе Александринского дворца в Нескучном саду. А на Лубянской площади появилось сначала здание страхового общества «Россия», в которое позже въехали новые хозяева — сначала ВЧК, а потом и КГБ. И перед их окнами в 1959 году на постаменте появился памятник и главному чекисту — Дзержинскому, работы скульптора Евгения Вучетича, который в 90-ых годах был демонтирован и сейчас стоит в парке «Музеон» на Крымском валу.