Шопинг по-боярски
Места, где сейчас располагается ГУМ (между Ильинкой и Никольской) все последние 400 лет были связаны с торговлей. В первые каменные ряды, которые были построены ещё при Борисе Годунове, съезжалась вся Москва, торговые точки тянулись вдоль Ветошного переулка.
![](https://resizer.mail.ru/p/d2927354-9cdb-58fc-a861-2388478ee90b/AQAGwa5O-ANNucsNNZ1IJsXH8Iqj3YwSQ-y7Hy4vfx0n5EFX2Z6ezP5-ownUMcvemBTyoMPMrjVpwJSdTt_0Q51AXCQ.jpg)
А. М. Васнецов. «Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века. (Товары продаются со столов на улице)», 1900 год.
![](https://resizer.mail.ru/p/6bccf06e-ceff-52d1-b1ef-9319921874ab/AQAG8t7eN_pM2AcGOTSsneLjcycIX7qbgCQ8JjkvpaDGGE5ATb3LF56Ewaka3sPHa9uU8Nc_Z2W1AAqdKQAG8DhbVQE.jpg)
А. М. Васнецов. «Книжные лавки», 1902 год.
В дореволюционном путеводителе об этом фрагменте Красной площади говорится следующее: «Лавки в рядах были собственностью гостей <…> Скученность, частые пожары и многолюдство покупателей заставили московское правительство принимать не раз меры для упорядочения этой торговли. Так, царем Алексеем Михайловичем после большого пожара издается длинный указ об упорядочения всего рядского торга…»
В 1664 году царь Алексей Михайлович возвёл здесь новый Гостиный двор за счёт царской казны, которая позже стала пополняться деньгами от аренды палаток и лавок. В то время в Гостином дворе можно было попросить помощи в медицинской конторе, заглянуть в подворья, помолиться в доме у церковнослужителя и его семьи, поесть в казенных питейных заведениях или зайти к служащим из камер-коллегии — центральное учреждение в Российской империи, которое ведало государственными доходами и денежными сборами.
Прошло почти 100 лет и лавки, полулавки и четвертьлавки — базарные палатки — продолжали функционировать, но пришли в негодность. При Екатерине II на месте обветшалого рынка решают построить нечто более грандиозное — эдакий шикарный торговый центр в стиле классицизма. Проект итальянского архитектора не был реализован, поэтому здание наспех достраивали его московские коллеги. Сейчас эту постройку мы знаем как Старый Гостиный Двор.
![](https://resizer.mail.ru/p/f116855a-2f2c-5712-a41a-433638fd27e4/AQAGKo2im81Bu6x3xpCqCyne-jZKfRpzDnmnzTJNQYjVqib5K4gGHSgYZsq4Kp7iAQSLEDO7PX9frINaLVhi3-yJtf8.jpg)
Виды Москвы, посвященные Его Величеству Александру I, Императору Всероссийскому, Королю Польскому и проч. / рисовал А. Кадоль, Париж: Издание автора, 1825.
![](https://resizer.mail.ru/p/f8677be8-e996-59bf-b030-1312267213d6/AQAGRbbAtrTk4XeHB0_I0Ofjt2QuCG3bHGPB1DZnzlOlnjHAVysWtz32IeBiPkcGStLgGyrlEPapQVOkhB7k_nmFDl8.png)
Крестный ход на Красной площади. Гравюра 1846 года. Расположение, пропорции, высоты, взаимная ориентация зданий сильно искажены // Государственный исторический музей.
От торговых рядов к современному универмагу
Стиль будущей столицы менялся вместе с либеральными реформами Александра II, самой долгожданной из которых стала отмена крепостного права в 1861 году. Москва сохраняла в себе дух купечества, который в свою очередь стоял на трёх столпах идеологии Российской империи — православие, самодержавие, народность. Вместе с тем, Россия с радостью прониклась интересом к техническому прогрессу и новым идеям капитализма. Предполагалось, что Новые Ряды будут самым модным и технически продвинутым европейским универмагом в «русском стиле».
![](https://resizer.mail.ru/p/21581326-222c-5a30-aacc-f5aaa8ea8451/AQAGS-M2IsIUzDlynYzV57w8b5XVhYsRzAs52tLlAMlMdd4T7Aabf7lF3oZpzpPudmu_Z1YXsyi0EFS7IWa5_gBPH1I.png)
Верхние торговые ряды в 1886 году.
![](https://resizer.mail.ru/p/df2e6963-1d4f-58ba-9767-56f24e8435d7/AQAGl42TyOUUrWspTKObT43PlkpNxZn5QbUW-2en3MC8yPKSc0fwTRQx1AZd9F9Wm-_ZJVwjMPSOm3Cow5uS5yUptp0.png)
«Помещаемые здесь виды московских городских рядов, в настоящее время отчасти уже сломанных, сняты с некоторыми внутренностями их ещё до воспоследования в 1886 году распоряжения об их закрытии. В снимках этих ряды представляются в том виде, каком они находились в течение весьма долгого времени»
В 1888 году начался закрытый конкурс на проект универмага мечты. Критерии были даны следующие: рациональность, экономичность, архитектурная гармония с историческим пейзажем. Всех участников заранее предупредили, что новая постройка должна гармонировать с ярким теремом из красного камня — Историческим музеем, выполненным в неорусском стиле. Своё видение нового здания на Красной площади представили 23 зодчих из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Одессы и даже Берлина.
Конкурс выиграл Александр Померанцев. По первоначальному проекту архитектора Верхние Торговые Ряды представляли собой 16 больших отдельных зданий с застекленными улицами между ними. Померанцев создал мини-город, где можно было купить ткани от братьев Сапожниковых, пирожные из кондитерской Абрикосовых и духи от известного парфюмера французского происхождения и поставщика императорского двора Анри Брокара.
![](https://resizer.mail.ru/p/ee865a08-2678-58f1-a71c-9924ab6e9f3b/AQAGLTJ5zU4btdecELdEwsIom_tSHXqljrukIE906EyWLCNX1aBfFGAiFAB0fSufOKZgcUuO5Sc5qk-aVw0wu8PDbhc.jpg)
Внутренность магазина братьев Сапожниковых.
Кремлёвские куранты вместо будильника
Революция внесла свои коррективы в политику страны. С 1918 года началась национализация крупных промышленных предприятий и магазинов. Отобрали у законных владельцев и торговые ряды. Верхние этажи, где находились складские помещения, были переданы в коммунальную собственность. 22 не совсем простых семьи (в ГУМе в основном селили семьи сотрудников ВЦИКа и НКВД) получили комнаты от своих ведомств и Наркомата культуры.
![](https://resizer.mail.ru/p/bec99693-bbf8-596a-a80b-0577b111b784/AQAGnHOCFEDTgX5ad-6Ysffv5kJAd529LbQvPE2a-P2eFkS1jXFIpbE0lyVW7T9qjCUCz2dbv4WBFPZd0Xp-NRY78Dg.png)
Красная площадь вид на Верхние торговые ряды, ныне — ГУМ, 1917 год.
Жить в центре Москвы новым жильцам было непросто: на втором и третьем этажах не было кухни, туалетов и ванных комнат. Во время торжественных парадов на Красной площади жильцам запрещалось подходить к окнам из соображений безопасности. При этом у обладателей «козырных» квартир были и преимущества перед остальными жителями города — бонусы в виде постоянно работающего фонтана, концертов и кинопоказов, вход на которые для них был свободным.
Элеонора Гаркунова, преподавательница испанского, прожившая в ГУМе с 1928 по 1953 год, писала: «В 8 утра, когда открывались магазины, на весь ГУМ раздавался топот ног, дежурившие с ночи люди спешили занять очередь в отделы — даже в нашей комнате было слышно. По этому шуму мы определяли время, а еще по кремлёвским курантам, которые были видны из окна. Хотя давки в ГУМе тогда не было. После войны многое вообще можно было купить без очереди».
![](https://resizer.mail.ru/p/7dfb596e-e5e1-5d18-bd5d-9697e0041e69/AQAGFUs2ZyblV4tdQHZxCRfVqr1fHM7SobtvrJ24hmzLIWCoWdE-J8s7dGv9xdG0fM1OLGKL0ZE6rvaF2HXpxRLKg24.png)
Подпись: Жительница коммуналок ГУМа, 1953−1954 гг., фото из личного архива Чертовой Л. Н.
Ребрендинг от Родченко и Маяковского
В период НЭПа универмаг лопался от изобилия продукции разнообразных кооперативов и артелей, в то время как молодая советская страна только приходила в себя от недавних потрясений. В 1921 году советское правительство поменяло название Верхние торговые ряды на ГУМ — Государственный универсальный магазин. Разрекламировать новое название удалось главному глашатаю советской пропаганды, поэту Владимиру Маяковскому. Рифмы, посвященные ГУМу, гремели, как из рупора: «Нечего на цены плакаться — в ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!» или «Тому не страшен мороз зловещий, Кто купит в ГУМе теплые вещи!».
Знаменитую эмблему магазина — круг с буквами в центре — придумал художник и фотограф Александр Родченко. Маяковский ответил на это слоганом: «Хватайтесь за этот спасательный круг! Доброкачественно, дешево, из первых рук».
![](https://resizer.mail.ru/p/d5e25f44-0db1-5903-a6a1-61f5c42189c3/AQAGgKHuXTD9oObYci3T65mY3I0wqdNa1gJdAsZEC3APEd0kTe2Dd-RiVnrIVhM1zSqXDz2KABr9p-Q6Anr61A5h6Ps.jpg)
Подпись: А. М. Родченко. Реклама для ГУМа. Текст В. Маяковского. 1924 год. // Музей личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Трагическая сцена в эпицентре гедонизма
В ГУМе происходили и печальные события, которые едва не стоили историческому универмагу жизни. Сталин даже порывался снести магазин, отчасти по личным сентиментальным соображениям. Дело в том, что 9 ноября 1932 года умерла жена Сталина Надежда Аллилуева. Прощание с супругой вождя проходило в Демонстрационном зале ГУМа.
На похоронах торговая точка, где было всегда весело и шумно, превратилась в место скорби. Тело супруги советского лидера выставили в месте, где проходили модные показы и разные представления. Гроб умершей был засыпан цветами. По воспоминаниям современников, большое количество людей пришло не только чтобы попрощаться, сколько чтобы увидеть воочию Сталина, Ворошилова, вдову Ленина — Крупскую и других известных большевиков. После прощания гроб вынесли из ГУМа и водрузили на катафалк в цветах, запряженный шестеркой лошадей, которых вели под уздцы форейторы. Длинная траурная процессия отправилась через Красную площадь к Новодевичьему монастырю.
Никто до сих пор точно не знает, как отреагировал Сталин на смерть супруги. Дочь Сталина и Аллилуевой Светлана писала в мемуарах: «Мне рассказывали потом, когда я была уже взрослой, что отец был потрясен случившимся. Он был потрясен, потому что он не понимал: за что? Почему ему нанесли такой ужасный удар в спину? Он был слишком умён, чтобы не понять, что самоубийца всегда думает “наказать” кого-то…»
Позже советские граждане, проживавшие на верхних этажах в ГУМе, вспоминали, что после церемонии им разрешили разобрать по квартирам красивые горшочные цветы из Демонстрационного зала.
![](https://resizer.mail.ru/p/ed1f7ced-202a-5a75-ba9c-4b776344af4b/AQAGAQcEXHZyijf3wuHDHxvKAbWfTZnMo5cRNHjVUuStZk3emW08OaaMRULrVe5AcFqCqMbnI_rvLz9Ggwe4QGfDyXo.png)
Оформление ГУМа к празднованию 800-летия Москвы, 1947 год.
Первый показ Christian Dior в России
В середине 1950-х годов Советский Союз открылся Западу — начался период оттепели. В Москву стали приезжать иностранцы, американцы впервые за десятилетия смогли выставлять свои произведения искусства, а генсек Никита Хрущёв впервые поехал в США, где встретился с президентом Ричардом Никсоном.
Советская мода тоже распахнула свои объятия — 10 июня 1959 года в столицу прилетел молодой кутюрье Ив Сен-Лоран, который вынужденно возглавил Christian Dior в 21 год после внезапной смерти Кристиана Диора, но уже в 1960-х начал своё дело. Он приехал в СССР со своей первой коллекцией под названием «Трапеция». Лоран также захватил с собой поваров, а вся команда прошла специальный инструктаж, который готовил их к пребыванию в «суровой» и не избалованной французским шиком советской стране. Говорят, в самолете было около 120 чемоданов всевозможной одежды и 500 литров духов.
![](https://resizer.mail.ru/p/bf2363c7-e100-5877-9205-85b177d50b20/AQAG11sHvKB1e9myYl3c1mikTOBF_Q0AB0La1qQcoVpPY0esR0LcKjn2wMYLMAgW7ZZyE09Ic7tAPC3wk3VLDJmVtaE.png)
Модели фотографировались в ГУМе, в Кремле, на улицах и на колхозном рынке, посетили церковь. Снимал их фотограф Ховард Сочарек. Серия снимков для журнала Life называлась «Модели Dior гуляют по консервативной Москве 1959 года».
![](https://resizer.mail.ru/p/70cd0047-61d9-5f85-b36d-ff72d9ede15a/AQAGEEbHb58JXQAB22jX35VCVySpod6AhroylN46E57TmQgtombiIVLuTlAhO-lEE5DpN5SBJf4pBin0ckPMuw80eKY.png)
Подпись: После реконструкции ГУМа в 1953 году Демонстрационный зал превратился в популярную площадку, где все желающие могли посмотреть показы отечественных модных коллекций.
Главным событием стала прогулка-фотосессия трёх манекенщиц в элегантных шляпках по Москве, в том числе и ГУМу. Фотомодели останавливались у витрин магазинов с ситцевыми платьями, общались с прохожими и покупали букеты цветов у местных продавщиц. Все это действие фотографировал американский репортёр Ховард Сочарек. Выход французских модниц в народ произвёл колоссальное впечатление, особенно на женщин. А лучшие фотографии были опубликованы в журнале Life. Увидевшие наряженных девушек советские гражданки поняли, что значит одеваться по-французски.
«Приключения итальянцев в СССР»
Авантюрная комедия, которая вышла в 1973 году и снималась вместе с итальянскими актерами и продюсерами, изначально называлась «Спагетти по-русски». Сценарий к фильму написали Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский, кинопродюсером стал итальянец Дино Де Лаурентис.
Советского режиссера очаровали наивные итальянские комедии 1950-х годов с плутами и мошенниками. Однако цензоры из Госкино поначалу не одобрили сценарий. Им показалось, что образы итальянских авантюристов могут навредить дружбе с Италией, а отрицательные персонажи — развратить советского зрителя.
Тремя годами ранее по заказу Дино Де Лаурентиса режиссёр Сергей Бондарчук отправляется в Италию снимать кино «Ватерлоо». В итоге фильм проваливается в прокате, а итальянская сторона остается должником у советских коллег. Тогда российские партнёры понимают, что нужно снять ещё один фильм, но уже в СССР. Таким образом они решили денежный вопрос и сняли фильм, который в итоге вышел под названием «Невероятные приключения итальянцев в России».
Дино Де Лаурентис после прочтения сценария попросил вставить в него эпизод в ГУМе. «Он похвалил наши выдумки, заявив, что мы стоим на верном пути», — вспоминал Рязанов по этому поводу. «Потом он приказал — я не оговорился, именно приказал — вставить в сценарий эпизод в ГУМе. ГУМ — огромнейший магазин, какого нет в Европе, и это произведет на итальянского зрителя должное впечатление». Так возникла сцена в ГУМе.
![](https://resizer.mail.ru/p/65364a1e-dbda-5632-af4b-afe62bb494d6/AQAGtKia0cgtabxMxoUYVBT0C_NVoG7WgHsWUJn_uTjPIl_R8Hvjhntr15q9UyRbbk0DvWgfHTGTwfH92TiS446APag.png)
Герой Андрея Миронова говорит итальянцам, что универмаг является одним из крупнейших универсальных магазинов в Европе: «ГУМ ежедневно обслуживает двести тысяч покупателей». В этот же самый момент зарубежные гости столицы пытаются догнать внучку закопавшей клад эмигрантки Ольгу.
ГУМ в фильме величественен, его торговые ряды залиты солнцем и блестят. Последующие сцены погони показывают еще и его многофункциональность: часть сцены разворачивается в модном салоне, куда главные герои фильма врываются прямо посреди показа, а Ольге приходится принять участие в дефиле, где она надевает платье «полностью лишённое рукавов».
![](https://resizer.mail.ru/p/4f3001da-b3ab-5b8b-b202-753e4a075950/AQAG-p6d-s3WwwBeRj6XKrYweG8pca2363dZeZNe88d42PhIBPGHz9NNDTX792jny-x6N5lODMGlmB_vJ0MFuzKC-Ko.png)
Подпись: ГУМ 1980-х.
Главный универмаг пережил много трагических и страшных событий: революцию, войну, перестройку. Однако в памяти москвичей и гостей столицы универмаг — это по-прежнему место, куда можно сходить на шопинг, съесть вкусный сливочный пломбир пломбир и назначить встречу с другом или второй половинкой.