
В разговоре с РИАМО она отметила, что иногда даже отличные, казалось бы, планы оказываются провальными. В итоге старшеклассник вместо заветных 100 баллов получает в два раза меньше.
1. Неправильное распределение времени
На экзамене дети теряют время на перенос ответов в бланк, на устный счет, на изучение вопроса и формулировку ответов. В связи с этим при подготовке нужно посчитать, сколько времени уходит на каждое действие, включать таймер и стараться не выходить за лимиты. Все элементарные операции должны быть доведены до автоматизма, подчеркивает методист.
Также она советует составить детальный план подготовки с разбивкой по темам: идти от простого к сложному, определить проблемные места, установить дедлайны.
2. Выбор большого количества предметов
Некоторым выпускникам сложно определиться с вузом. Зачастую ребята выбирают наиболее престижные учреждения и пытаются поступить в них. Однако есть и другие вузы, и старшеклассники держат их как запасной вариант. В итоге увеличивается список предметов, по которым им нужно сдать экзамен.
Методист советует выбрать вуз, узнать, что за предметы там нужно сдавать, и искать дополнительные вузы с тем же набором дисциплин. Не надо набирать целый список, лучше сфокусироваться на чем-то конкретном, подчеркивает Мария Пудлич.
3. Заучивание вместо понимания предмета
ЕГЭ показывает, как старшеклассник знает предмет, на нескольких уровнях: базовом, повышенном и высоком. Третий из них касается прежде всего творчества и глубины. И если просто заучить формулы, даты, алгоритмы, не разобравшись в сути, изменение формулировки задания на экзамене может заставить поступающего нервничать. Заниматься «нарешкой» — абсолютно неверная стратегия, подчеркивает методист.
Она советует разобраться с теорией, с тем, как устроено правило, и отработать задания на него.
Также она подчеркивает, что результат зависит не только от школы, репетиторов и каких-то лайфхаков, но и от самих абитуриентов. Не нужно ставить себе максимальную планку, если до подготовки вы были на среднем уровне.
4. Неправильный подбор материалов
Ежегодно разработчики ЕГЭ готовят демонстрационные варианты заданий, кодификаторы и спецификации. Нужно выяснить, есть ли в предложенных пособиях актуальные тесты — содержание экзамена периодически меняется. При этом по каждому предмету есть свои критерии оценивания. Нужно изучить их и понять, где можно потерять балл, а где — немного схитрить и получить дополнительный.
Нужно помнить и про методические рекомендации для учеников, которые готовятся к экзамену самостоятельно. Там можно найти ответ на вопросы о правильном оформлении: за что точно не снимут балл или что можно не писать в бланке.
«Учиться на чужих ошибках — отличная практика, чтобы не допускать своих. Не игнорируйте пробные экзамены. Они помогут вам выявить пробелы, показать слабые места в знании предмета», — добавила специалист.
5. Отсутствие психологической подготовки
Экзамены — это стресс, и эмоции могут помешать школьнику. Излишняя уверенность либо паника могут навредить даже отличнику. В первом случае поступающий не сможет оценить экзамен адекватно, плохо прочитает формулировки заданий, а во втором — нерационально выстроит рабочий день, утомится и не сможет сосредоточиться.
Мария Пудлич советует давать себе время на отдых, общаться с близкими и друзьями. Это будет не ошибкой, а вкладом в устойчивое психологическое состояние.
Также эксперт напомнила, что экзамен — лишь малая часть жизни, а не вся жизнь. ЕГЭ не определяет будущее или ценность школьника как человека. Нужно сосредоточиться на процессе, а не на результате, отметила Пудлич.