Женский рекорд Гарриет Куимби

Стать легендой Куимби так и не смогла. Она родилась в Мичигане в 1875 году. На жизнь зарабатывала писательством — писала сценарии к немым фильмам. Авиацией увлеклась в 35 лет, познакомившись в Нью-Йорке с летчиком Джоном Мойсантом, у которого была летная школа. Она стала первой женщиной, получившей свидетельство пилота.
Свой рекорд Гарриет установила 16 апреля 1912 года. Куимби стартовала в Дувре и через час совершила посадку на пляже возле Кале. Увы, ее достижение почти не заметили. За сутки до него произошла катастрофа: затонул «Титаник», погибли полторы тысячи пассажиров и миру было не до перелетов. Тем не менее ей предложили сниматься в рекламе газировки.
Летчица погибла в том же году на авиашоу в Массачусетсе. Ее двухместный моноплан «Блерио-9» перевернулся в полете, и пилот с пассажиром выпали из самолета и разбились.
Женский рекорд «летающей домохозяйки» Джеральдины Мок

Американка Джеральдина Мок (Джерри) называла себя «летающей домохозяйкой». Ее фишкой было то, что даже в кабине пилота она не отказывалась от юбки. Этим Мок подчеркивала принадлежность к своему времени. Она родилась в 1925 году и росла во времена Великой депрессии, когда всем девушкам внушали, что главное в жизни — это брак, семья и дети. В 1964 году на самолете Cessna 180 она повторила маршрут героя Жюля Верна Филеаса Фогга, который в книге совершил кругосветку за 80 дней, и облетела земной шар за 73 дня, осуществив первое кругосветное женское одиночное путешествие. Свой полет Мок завершила в Западной Германии 16 апреля.
Женский рекорд высоты Полины Осипенко

В СССР были свои летчицы-герои. Основные рекорды в Советском Союзе были совершены в предвоенное время.
В 1937 году мировой рекорд высотного полета поставила советская летчица Полина Осипенко. На гидросамолете МБР-2 22 мая 1937 года она поднялась на высоту 8864 метра, побив рекорд итальянки Карины Негроне, которая поднималась на 5554 метра. Следующий мировой рекорд Полина Осипенко поставила, поднявшись в небо с балластом в тысячу килограммов. Ее самолет достиг высоты 7006 метров.
Женские рекорды скорости Валентины Гризодубовой
В 1937 году советская летчица Валентина Гризодубова поставила несколько рекордов скорости. 7 октября 1937 года она в одиночном полете на самолете УТ-1 сумела разогнаться до 218,18 км/час. А через два дня на гидросамолете УТ-2 в полете с бортмехаником достигла скорости 200 км/час.
Предвоенный женский рекорд в СССР на дальность

В 1938 году три летчицы — Марина Раскова, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко — на бомбардировщике АНТ-37бис «Родина» совершили перелет без промежуточной посадки из столицы на Дальний Восток. Общее время в воздухе составило больше 26 часов. Поскольку после старта вышло из строя навигационное оборудование, то девушки вылетели не к Комсомольску-на-Амуре, как планировали, а к Охотскому морю. Затем повернули назад, к суше, и посадили машину, у которой заканчивалось топливо, в тайге.
Не обошлось без экстрима. Самой молодой летчице — штурману Марине Расковой (ей было 26 лет) — пришлось прыгать с парашютом, так как у нее было самое опасное место при аварийной посадке — внизу фюзеляжа. Через два дня она нашла своих подруг, выбравшись из тайги к самолету. Девушек усиленно искали, но нашли только через девять дней. Тем не менее рекорд состоялся, и все три летчицы стали Героями СССР. Их рекорд продержался до 1964 года, когда его и побила Джеральдина Мок.
Судьба летчиц сложилась по-разному. Полина погибла в 1939 году во время подготовки к перелету Россия — Мексика. Ее самолет сорвался в штопор и разбился. Валентина прошла всю Великую Отечественную войну, а после посвятила себя радиоэлектронике. Марина погибла во время войны: ее самолет разбился, когда она перегоняла его к линии фронта.
Женский рекорд СССР 1977 года

Этот рекорд в СССР был поставлен в честь юбилея Октябрьской революции. 23 октября экипаж, состоявший только из женщин, провел пассажирский лайнер Ил-62М из болгарского города София через город Архангельск вдоль побережья Северного Ледовитого океана и приземлил его во Владивостоке. Этим советские летчицы втрое побили рекорд американок. Они пробыли в воздухе 13 часов 21 минуту и пролетели 11 074 километра.
А во время тренировочного полета экипаж установил новый рекорд скорости — 953,7 км/час по замкнутому маршруту. Все поздравляли экипаж, а летчицы рвали на себе волосы от досады: чтобы опередить американцев, которые установили рекорд на «боинге», не хватило каких-то 7 км/час!
Экипаж для рекорда искали по всему СССР. Инженером стала Галина Смагина, командовала лайнером Ираида Вертипрахова. Во время полета было несколько чрезвычайных ситуаций, но все обошлось. Часть полета проходила без связи. Ил-62М попал в зону северного сияния, связь прервалась. Летчицы этого даже не заметили, а вот в Москве не на шутку перепугались. Еще одно ЧП поджидало их в конце полета. Оказалось, что Владивосток не принимает — сильная облачность, а сажать самолет в другом городе значило сорвать рекордный перелет. Женщины, посовещавшись, решили все же лететь во Владивосток и не прогадали: к моменту их прибытия облачность рассеялась. Город встретил летчиц ярким солнцем.
Майя Новик