
Коллективная ответственность
Бельгия заняла жесткую позицию в переговорах по плану ЕС, предполагающему использование замороженных российских активов для финансирования масштабного кредита Украине. Премьер-министр страны Барт Де Вевер ясно дал понять партнерам по союзу, что без предоставления всеобъемлющих и юридически обязывающих гарантий Брюссель не намерен поддерживать инициативу, которую он рассматривает как «квазиконфискацию» — именно этот термин прозвучал в ходе неформального саммита в Копенгагене.
Ключевое требование Бельгии — создание механизма солидарной ответственности, который бы распределил все потенциальные риски между всеми странами Евросоюза. По мнению Де Вевера, предложенные Еврокомиссией гарантии в размере €170 млрд недостаточны, поскольку реальные финансовые и юридические последствия могут многократно превысить эту сумму. При этом гарантии должны сохранять силу даже после возможного снятия санкций с России, так как иски о компенсации могут быть поданы спустя годы.
Кроме того, Бельгия настаивает на соглашении, которое обяжет страны ЕС немедленно погасить задолженность в том случае, если депозитарию Euroclear придется возвращать активы их законному владельцу. Например, после заключения мирного договора.
Бельгийское правительство опасается, что в случае любых судебных разбирательств или финансовых потерь бремя ответственности ляжет исключительно на него и в конечном счете — на национальных налогоплательщиков. Де Вевер также высказал опасение, что действия ЕС могут подорвать доверие международных инвесторов, в частности, из Китая, которые, увидев прецедент, могут начать массовый вывод своих активов из Euroclear.
В ответ на эти аргументы в Еврокомиссии стараются сознательно приуменьшить риски, настаивая на том, что их план «не является конфискацией в соответствии с правом ЕС», а угроза для Бельгии остается ограниченной. Чиновники подчеркивают, что для Euroclear операция будет означать лишь перевод денежных депозитов из ЕЦБ на счета самой комиссии, обладающей высшим кредитным рейтингом.
Скользкая дорожка
Доцент кафедры политологии Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат политических наук Евгения Войко подчеркнула, что Бельгия, на территории которой находится депозитарий Euroclear, хранящий российские активы, является конечной страной, которая будет осуществлять их изъятие, если такое решение будет принято. С ее точки зрения, у Евросоюза нет не только политических, но и, судя по всему, юридических оснований для конфискации этих средств. Эксперт отметила, что, если бы такие правовые обоснования существовали, «их бы уже давно нашли и применили».
«Всем участникам этой операции понятно, что это довольно скользкая дорожка, которая еще неизвестно куда может привести. Этим и обусловлено их замешательство».
Войко обратила внимание на позицию отдельных стран-членов. Бельгия, Германия и Франция в принципе не против того, чтобы «что-то было сделано» с российскими активами в пользу Украины, но при этом избегают самого слова «конфискация». Причина этого, по ее мнению, кроется в том, что конечная ответственность ляжет именно на них.
«Вопрос лишь в том, кто на себя эту ответственность возьмет и, соответственно, возьмет на себя все риски, кто аккумулирует эти риски, — пока желающих не нашлось. Мы видим, что каждое государство пытается свою схему предлагать, но именно брать на себя ответственность не готов никто», — пояснила политолог.
