
Управляющие компании часто включают в счета такие услуги, как консьерж, страховка, радиоточка, общедомовая антенна, кабельное телевидение и системы контроля доступа, не получая официального согласия от владельцев помещений.
«Значительная часть жильцов, в частности, старшее поколение и люди с особыми потребностями ошибочно принимают все перечисленные в квитанции услуги за обязательные коммунальные платежи. При этом механизм отказа от неиспользуемых услуг иногда протекает через расторжение договора. Это долго и хлопотно, поэтому не все хотят связываться», — пояснил он.
Ранее Конституционный суд выпустил разъяснение, согласно которому подобные услуги могут быть включены в платежные документы только с согласия жителей. Это нововведение направлено на защиту интересов потребителей и предотвращение недобросовестных действий управляющих организаций.
Основные коммунальные услуги, такие как свет, тепло, водоснабжение и вывоз мусора, необходимо оплачивать в обязательном порядке. Однако услуги консьержа или кабельного телевидения относятся к дополнительным и должны предоставляться исключительно на добровольной основе после проведения общего собрания собственников и принятия соответствующего решения самим собственником, подчеркнул Осянин.
В настоящее время обсуждается законопроект, который вносит значительные изменения в законодательство о защите прав потребителей. Он направлен на предотвращение принудительного навязывания дополнительных услуг в сфере ЖКХ. Планируется, что новые правила начнут действовать с 1 сентября 2025 года, резюмировал он.