Work-life balance: как работать и успевать при этом жить

Как и работать хорошо, и иметь достойную личную жизнь? Этим озаботились зарубежные специалисты в области найма и работы с персоналом, затем вышла книга (1), и в результате появилась система под названием work-life balance.

Андрей Дорофеев
Автор ВФокусе Mail
Девушка соблюдает work-life balance
Источник: https://ru.freepik.com

В статье мы расскажем вам об основных принципах work-life balance и покажем, как именно вы можете использовать эту систему для уравновешивания разных частей вашей жизни. Прислушайтесь к этим словам: именно незнание способов контроля этого баланса приводит к разрушению текущей жизни, неспособности воплотить свои мечты в реальность, построить успешную семью и сохранить здоровье.

Что такое work-life balance

В переводе с английского work-life balance означает «баланс между работой и личной жизнью».

Почему эта концепция стала настолько популярна в корпоративных кругах? Казалось бы, это личное дело человека — как работать и как устраивать свою собственную жизнь. Руководству компаний было бы даже выгодно, чтобы сотрудники как можно больше работали на благо основателей, забывая о личных делах, разве нет?

Нет. Статистики говорят о том, что нарушение баланса между работой и личным временем сказывается катастрофически именно на деятельности самих корпораций:

  • лояльность сотрудников к компании и ее целям падает;
  • их эффективность начинает лететь в пропасть;
  • персоналом становится почти невозможно управлять;
  • имидж компании как работодателя начинает отпугивать новых потенциальных работников;
  • сильно увеличивается процент действующих сотрудников, которые срываются и в один момент уходят из компании, сжигая за собой все мосты и не думая о последствиях.

Именно поэтому система work-life balance продвигается HR-департаментами и другими отделами самих компаний, побуждая сотрудников соблюдать правила, о которых мы поговорим дальше.

Почему важно соблюдать баланс между работой и личной жизнью

Мужчина испытывает выгорание из-за несоблюдения work-life balance
Источник: Freepik

Основная идея work-life balance — неразделимость и взаимозависимость сфер жизни человека. Эта мысль кажется банальной и очевидной, но немного кто осознает все выводы, которые из этого следуют.

У любого человека в этом мире — и важно понять, что исключений здесь нет, — есть как минимум четыре сферы жизни:

  • личная жизнь (сюда относятся здоровье человека, его мечты и стремления, сама индивидуальность);
  • семейная жизнь (в нее входит семья, секс и воспитание детей);
  • деятельность в группах (группами могут быть рабочие коллективы, клубы, друзья, товарищества собственников жилья, товарищи по хобби, а также многое другое);
  • человечество в целом (все люди мира).

Вот важнейшие идеи work-life balance, которые были многократно проверены на практике:

1. Все эти сферы — неотъемлемая часть жизни каждого. Нет людей, у которых «нет необходимости в семье». Не существует индивидуума, который якобы не часть человечества. Если человек считает, что в его уравнении жизни нет той или иной сферы жизни — он слеп в отношении нее, игнорирует ее, убеждает себя в ее отсутствии. Это приводит нас ко второму правилу.

2. Если одна из сфер жизни, осознается она человеком или нет, терпит поражение, она тянет за собой и остальные. Верно и обратное: если человек улучшает какую-то сферу собственной жизни, она подтягивает за собой вверх и другие.

Это значит, что человек, который создает на работе «видимость бурной деятельности», ворует, подделывает отчеты или как-то иначе разрушает деятельность группы, всегда будет терпеть неудачу в семейной или личной жизни — будет это видно со стороны или нет.

Это значит, что трудоголик, который игнорирует свои физические и семейные потребности, не будет счастлив и здоров, и в итоге потерпит поражение и на самой работе.

Это значит, что человек, работающий в компании, деятельностью своей разрушающей общечеловеческие ценности, разрушит также сам себя.

Вы сможете сделать остальные выводы и сами. К этому пришли и руководители многих корпораций, которые ввели work-life balance в повседневную рабочую деятельность.

Баланс между трудовой деятельностью и личной жизнью соблюдать необходимо, потому что только так вы сможете равномерно поднимать к лучшему все сферы вашего существования. Перекосы же обвалят здание вашей жизни.

Комментирует Екатерина Менщикова, владелица кадрового центра «Ваши кадры», предпринимательница, карьерный консультант, бизнес-консультант, лайф-коуч, бизнес-наставник, педагог:

— Женщине сегодня сложнее найти баланс, так как традиционно именно она отвечает за дом, семью, детей, и именно ее организм приспособлен для вынашивания и естественного кормления детей. При этом образование мужчина и женщина получают одинаковое, и требования к ней как к специалисту такие же. Помимо трудовых обязанностей ей для баланса своей жизни стоит просить помощи по дому у мужа, родственников, друзей, привлекать детей к общему ведению хозяйства, а при необходимости не стесняться и нанимать домашний персонал, который мог бы ее вовремя разгрузить и сохранить улыбку на лице. Также можно выбирать удаленные профессии, которые позволяют ей подсветить свою роль жены и матери, работая из дома.

Признаки нарушения баланса работы и жизни

Девушка не справляется с работой из-за несоблюдения work-life balance
Источник: Unsplash

Вы можете сами найти у себя признаки нарушения work-life balance — так вы сможете понять, что ситуация требует урегулирования, и игнорирование ее более недопустимо. Вот лишь некоторые моменты разлада, которые легко заметить:

  • здоровье дает все больше сбоев;
  • вы несчастливы;
  • мечты даже не начинают сбываться;
  • вы все больше отдаляетесь от семьи и перестаете ею интересоваться;
  • в семье плодятся ссоры и скандалы;
  • ваш доход не растет;
  • движение по карьерной лестнице отсутствует;
  • вы бедны;
  • вы «сгорели» на работе;
  • ваша компания терпит бедствия;
  • вы не видите себя как члена общества;
  • жизнь, как кажется, не имеет смысла.

Как достичь work-life balance: практические советы и техники

У коллег все складывается успешно, благодаря work-life balance
Источник: ru.freepik.com

К счастью, специалистами по work-life balance были разработаны действенные способы, с помощью которых вы сможете выправить ситуацию. Но важно помнить: эти советы лишь покажут вам верное направление. Работа над собственной жизнью и ее сферами остается вашей ответственностью, и ни у какого специалиста нет волшебной таблетки, которую нужно лишь проглотить, и все исправится.

Распределяйте время

Изначально совет по распределению времени был таким: восемь часов на работу, восемь часов на личные дела, восемь часов на сон. Но здесь необходимо учитывать, что люди и их жизни отличаются, поэтому такой простой рецепт может немного варьироваться. Например, некоторым людям, чтобы выспаться, достаточно семи часов, а некоторым нужно не менее девяти.

Также возможны перекосы на короткий срок: например, под Новый год можно потратить на работу более восьми часов в день, а после него выделить больше времени на семью. Если с этим все согласились и баланс в итоге сохранится, все в порядке.

Занимайтесь именно тем, чем занимаетесь

Если вы работаете — занимайтесь именно работой. Не стоит тратить рабочее время на личные дела. Если вы отдыхаете в отведенное для отдыха время — не занимайтесь работой.

Умейте сказать «нет»

Если работодатель, член семьи или кто-то другой будет создавать давление и требовать изменить расписание (выйти на работу в выходной или наоборот, проигнорировать необходимость участия в командном проекте), имейте силы вежливо, но твердо отказать.

Делегируйте

Человек может выгореть на работе и быть не в состоянии уменьшить ее количество, если он не умеет делегировать обязанности. Если вы видите, что ваша работа требует от вас 20 часов в сутки и никак не меньше, то посмотрите, какие ее части вы можете передать другим людям. Это не только путь к восстановлению баланса работы и личной жизни, но единственный — к развитию компании.

Разделяйте задачи по степени срочности

Если этого не сделать, вам может показаться, что нужно делать все и сразу. Это никогда не бывает так. Разделите ваши дела на более и менее срочные, выпишите их в порядке важности — и вы сразу почувствуете облегчение и стимул начать их выполнять.

Планируйте свой день

Все рабочие дела будет проще выполнить полностью и вовремя, если составить письменный план, что именно нужно сделать и в какое время. Рассчитайте, сколько времени должно уйти на ту или иную задачу, и поставьте его в плане. Если так не делать, оно начинает утекать сквозь пальцы, и вы с удивлением увидите, что потратили три часа на дело, которое можно было сделать за час.

Комментирует Екатерина Менщикова:

— Если человек пришел к состоянию, что у него уже нет ни интереса, ни желания идти на работу, а возвращаясь домой, хочется подольше посидеть в машине или кафе, то нужно обратить внимание на некоторые аспекты:

  • Достаточное количество сна. Если человек не высыпается, то все остальные советы не работают: прежде всего должна быть энергия в теле.
  • В идеале самые трудные задачи лучше выполнять в первую половину дня. Сама природа вместе с восходящим солнцем помогает человеку в их выполнении.
  • Общайтесь. Если на работе человек ведет какой-то большой проект, то, возможно, нужно поговорить со своей второй половинкой о том, что в течение какого-то времени его внимания на доме будет сосредоточено меньше. Или поговорить с руководителем и на время делегировать часть задач другому сотруднику.
  • Повышайте свою компетентность. Чем больше у человека работающих данных относительно его профессии или отношений, тем меньше он делает ошибок и ненужных действий.
  • Поработайте на удаленке, если требуется время для восстановления ресурса.

Ошибки, которые мешают достичь work-life balance

Девушка задержалась допоздна, не соблюдая work-life balance
Источник: https://ru.freepik.com

Существуют и моменты, которые затрудняют достижение баланса между личной жизнью и работой. Давайте поговорим о них подробно.

  • Перфекционизм. Человек, движимый страстью сделать сразу все и идеально, будет постоянно рушить свой баланс без особого на то повода: сидеть над проектом всю ночь, хотя можно было бы доделать его на следующий рабочий день, или отрабатывать навык на 250%, хотя для необходимой работы этого просто не требуется. Справиться с этим состоянием сложно, но человек всегда может попытаться перевести свое стремление к совершенству в более позитивное русло и, например, сконцентрироваться на идеально точном соблюдении расписания.
  • Отсутствие регулярной проверки своего баланса. Так легко увлечься, например, семейным времяпрепровождением, а потом неожиданно обнаружить, что на работе тебя перестали приглашать в новые проекты, и что-то давно не слышно разговоров о повышении.
  • Равнение на кумира. Если перед глазами есть пример «успешного успеха», сразу хочется повторить все именно так, как делал этот человек. Но если его жизнь — не точная копия вашей, его рецепт work-life balance может быть полезен для него, но разрушителен для вас.

Советы лайф-коуча и карьерного консультанта

Екатерина Менщикова поделилась с нами к чему может привести нарушение баланса в работе и личной жизни:

— Некоторые карьерно устремленные сотрудники гордятся своим трудоголизмом, а ведь как и любой «- изм» — это патологическая зависимость. Один наш клиент, руководитель нефтяного завода, долгое время гордился тем, что он «женат на работе», в итоге в довольно молодом возрасте у него случился инсульт, несмотря на здоровый образ жизни, и он был вынужден отказаться от руководящей должности и сменить сферу деятельности. Все хорошо в меру. На работе нужно работать, а жениться нужно на лучшей для тебя девушке, тогда жизнь будет гармоничной и счастливой.

Еще один пример от нашего эксперта — обратный:

— Другой наш клиент, владелица бухгалтерской компании, при запросе очень четко обозначила, что одно из конкурентных преимуществ их компании — это равномерная нагрузка среди сотрудников, когда нет переработок, и в праздничные и выходные дни никто не работает. И, как она отметила, это особенно важно для того, чтобы сотрудники были эффективны, бодры на работе и вели коммуникацию с зачастую сложными клиентами максимально комфортно. Ведь если человек уставший, вымотанный, с синдромом хронической усталости — он превращается из того, кто хочет, может и готов оказать клиенту услугу, в того, кто постоянно создает проблемы из-за невнимательности или нервозности.

Чек-лист: 5 простых шагов к гармонии между работой и личной жизнью

Итак, вот что нужно сделать, чтобы достичь баланса между работой и личной жизнью, а затем поддерживать его на должном уровне.

1. Установите четкое рабочее расписание.

2. Составляйте письменный план на день: какие дела надо сделать, в какое время, каков приоритет задач.

3. Продолжайте поддерживать рабочее расписание и выполнять план, несмотря на искушение «подзаработать побольше» или принести работу «на дом».

4. Регулярно размышляйте, как вы можете усовершенствовать рабочую деятельность, чтобы при столь же или более высоком качестве продукта она занимала меньше времени или усилий.

5. Регулярно обращайте внимание на другие сферы вашей жизни — семью, хобби, здоровье и т. д. Только поддержание их в порядке может дать вам стабильное развитие работы и бизнеса.

Список источников

1. Rosabeth Moss Kanter. Work and Family in the United States. 1977.

Эксперт: Екатерина Менщикова, владелица кадрового центра «Ваши кадры», предпринимательница, карьерный консультант, бизнес-консультант, лайф-коуч, бизнес-наставник, педагог