Возвращающиеся в Россию бренды могут выплачивать компенсации потребителям

«Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) предложила ввести для иностранных компаний, которые решат вернуться на российский рынок, обязательные выплаты в компенсационный фонд. Его размер должен составить не менее 400 млрд рублей. Эти средства пойдут на возмещение убытков покупателям, столкнувшимся с отключением функций техники после ухода брендов в 2022—2023 годах.

Мадина Эбзеева
Автор ВФокусе Mail
Источник: Reuters

По данным ОПИ, если компания, например Apple или BMW, ограничила функционал своих товаров, она должна вернуть потребителям 5−10% от их стоимости. Речь идет о случаях, когда перестали работать бесконтактная оплата в смартфонах, дистанционный запуск автомобилей или другие сервисы.

«Отключение функций товара в течение гарантийного срока и срока службы недопустимо, мы уверены, что это следует признавать недостатком товара, при котором потребитель вправе потребовать у изготовителя или импортера вернуть ему уплаченные деньги за эту продукцию. Плюс к этому претензии потребителя к качеству программного обеспечения товара (компьютера, смартфона, автомобиля и так далее) надо рассматривать как требования к качеству самого товара в целом», — заявил глава ОПИ Олег Павлов.

Для получения компенсации покупателям потребуется подтвердить факт покупки. Выплаты будут осуществляться из специального фонда, куда вернувшиеся бренды внесут взносы. По оценкам ОПИ, объем продаж иностранных компаний до их ухода превышал 8 трлн рублей, поэтому фонд должен быть значительным. «Такие компании, как Apple, Google, Samsung, Sony, Mercedes и другие производители техники, электроники и автомобилей, которые прекращали гарантийную поддержку и отключали критически важные функции, в случае их возвращения на российский рынок должны стать одними из первых плательщиков в такой фонд», — отметил Павлов.

В Союзе потребителей РФ считают, что возвращающиеся бренды должны гарантировать исполнение законов. «Как вариант можно рассмотреть обязательное страхование ответственности иностранных компаний перед российскими потребителями либо сформировать фонд для этих целей. Плюс к этому необходимо законодательно закрепить параллельный импорт в России как постоянную, а не временную меру. Это позволит не допустить монопольные поставки товаров иностранных брендов, которые в итоге оборачиваются дискриминацией по цене и их завышением», — предложил председатель организации Алексей Койтов.

В то же время в Союзе торговых центров опасаются, что крупные взносы отпугнут компании. «При возвращении брендам стоит предложить четкие условия: обязательную локализацию производства и инвестиций, равномерное региональное присутствие, выполнение ранее взятых договорных обязательств. Это обеспечит баланс интересов рынка и потребителей», — отметил вице-президент объединения Павел Люлин. По его мнению, условия возврата должны включать локализацию и выполнение прежних обязательств, но без избыточного давления.

Ранее глава Минпромторга Антон Алиханов озвучил ключевые требования к иностранным компаниям, желающим возобновить работу в России.