Владивосток вышел на митинг против повышения утильсбора

Жители Владивостока и автомобилисты из других регионов вышли на согласованный митинг против инициативы Минпромторга о повышении ставок утилизационного сбора. Участники потребовали отменить решение, заявив, что оно ударит по автолюбителям и приведёт к росту цен на машины.

Владимир Правдин
Автор ВФокусе Mail
Источник: Freepik

Во Владивостоке состоялся согласованный митинг против повышения ставок утилизационного сбора на автомобили. Акция прошла у Дома молодёжи на проспекте 100-летия Владивостока, 103, и стала первым санкционированным мероприятием подобного рода в городе за долгое время.

Как сообщают «Дальневосточные ведомости», участников начали пропускать через полицейские кордоны задолго до начала митинга. Территорию огородили металлическим забором, но обстановка оставалась спокойной. Своё недовольство идеей Минпромторга высказать приехали не только жители Владивостока, но и автомобилисты из других городов региона.

Кульминацией митинга стала коллективная кричалка: «Хватит грабить свой народ!». Участники требовали отменить инициативу о повышении утилизационного сбора и заявили, что государство должно поддерживать российский автопром не за счёт ограничений, а через здоровую конкуренцию. Каждый желающий мог записаться в специальный журнал и выступить со сцены. По итогам мероприятия участники подписали петицию, которую направят в Москву.

Тем временем на российско-китайской границе образовалась огромная пробка из автовозов. Как сообщил представитель одной из компаний-импортёров Телеграм-каналу «Голос страны», сотни автомобилей не могут пересечь границу и, вероятно, не успеют попасть в Россию до вступления новых ставок в силу. Очереди двигаются медленно из-за доскональных проверок грузовиков. Один из заказчиков уже более месяца ждёт, когда его машина преодолеет два километра до пункта пропуска.

По словам экспертов, ажиотаж связан с тем, что многие россияне и дилеры стремятся завезти автомобили до начала действия новых ставок. Больше всего повышение ударит по китайским маркам, которые сейчас занимают около 70% российского авторынка.

Почему правительство хочет поднять утильсбор

Более 73% автомобилей, ввезённых в Россию за девять месяцев 2025 года, были импортированы физическими лицами по льготной ставке утилизационного сбора. Об этом заявил глава Минпромторга РФ Антон Алиханов, выступая на заседании в Госдуме. По его словам, такая схема создала серьёзный дисбаланс на рынке и стимулировала распространение «серого» импорта, включая сделки через официальные дилерские центры.

«В дилерских центрах начинают предоставляться услуги так называемых серых продаж, когда ввезённые на физлиц автомобили реализуются уже через дилерские площадки. Это приводит к искажению рынка и неравным условиям конкуренции между дилерами и частными импортёрами», — отметил Алиханов.

Министр подчеркнул, что в текущем году насыщение автомобильного рынка в России идёт преимущественно за счёт ввоза машин из-за рубежа, тогда как собственное производство восстанавливается медленнее.

По словам Алиханова, активное использование схем с ввозом автомобилей на физических лиц снизило поступления в федеральный бюджет от утилизационного сбора. В результате Минпромторгу пришлось сократить собственные расходы более чем на 110 млрд рублей.

Алиханов напомнил, что предыдущие индексации утильсбора, проведённые с 2024 года, не привели к заметному росту цен на автомобили. У некоторых дилеров, наоборот, наблюдалось снижение стоимости отдельных моделей. В то же время министр заверил, что предстоящее повышение ставок не коснётся массового сегмента автомобилей мощностью до 160 лошадиных сил, на который приходится свыше 80% автопарка страны.

«Изменения затронут в первую очередь премиальные марки — такие как BMW или Volkswagen, где средняя мощность двигателей значительно выше», — пояснил Алиханов.

По данным отраслевых аналитиков, которыйе приводит URA.ru, новые меры могут стать ключевыми для стабилизации авторынка, однако представители дилерского сообщества предупреждают: без чётких механизмов регулирования серого импорта рынок может столкнуться с новой волной перекосов и дефицитом отдельных моделей.

Узнать больше по теме
Государственная дума: как устроен главный законодательный орган России
Государственная дума — это сердце законотворчества в России. Именно здесь создаются федеральные законы, которые касаются жизни каждого гражданина: от образования и медицины до налогов и внешней политики. В статье разберем, как устроена Дума, кто в ней работает, как проходят выборы и как рождаются новые законы.
Читать дальше