В Третьяковской галерее открылась выставка-блокбастер о Карле Брюллове

Осенью прошлого года блокбастер в честь юбилея Карла Брюллова открыл Русский музей. За время работы выставки — с 18 октября по 12 мая 2025 года- в залы Михайловского дворца пришло более 477 тысяч человек.

Источник: Российская газета

Выставка в Третьяковке представляет другой ракурс. Здесь показали Брюллова через «гений места», географию и места силы, которые формировали взгляды художника. Конечно, как и в Русском музее, в центре экспозиции — «Последний день Помпеи», специально отреставрированный для выставки в Петербурге. Впервые за четверть века полотно представлено в Москве. Из того, что не было показано в Русском музее, — работы из частных коллекций, полотна из Ульяновска, Константиновского дворца, Национальной галереи Армении.

170 полотен распределены по разделам — «Рим», «Москва», «Петербург». Необычен и раздел «Мастер неоконченной картины», где этюды и эскизы будут демонстрироваться рядом с незавершенными произведениями.

В римском разделе представлен «Последний день Помпеи», созданный во время пенсионерской поездки в Италию (1823−1835), принесший художнику славу за рубежом и на родине. Для работы над полотном Брюллов изучал археологические находки в Помпеях, посещал раскопки, делал многочисленные наброски, точно следуя оригинальному ландшафту. В этот же период он создавал свои знаменитые жанровые сцены, сочетающие романтическую идеализацию с тонкой наблюдательностью, а также портреты итальянской интеллигенции, художников, скульпторов, писателей, отдыхавших в Италии членов императорской семьи и русской знати.

Непродолжительное пребывание художника в Москве с января по май 1836 года было насыщено творческими и светскими встречами, оставившими заметный след в культурной жизни города.

«Петербург» — раздел о городе, который стал отправной точкой карьеры Брюллова. Именно здесь, в стенах Императорской Академии художеств, раскрылся его талант: будучи студентом, он не раз удостаивался высших наград, включая золотые медали за академические работы. Среди экспонатов выставки — ранняя композиция «Нарцисс, смотрящийся в воду» (1819), первая живописная работа мастера, созданная в годы обучения. В этом же разделе представлено монументальное полотно «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году».

И раздел, ставший особенностью петербургского проекта — история росписи Исаакиевского собора — переехал из северной столицы в Москву.

Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» открыта до 18 января 2026 года.