
«В целях защиты прав наших граждан, особенно семей с детьми, пожилых и малообеспеченных, данным законопроектом предлагается внести изменение в статью 119 Воздушного кодекса Российской Федерации и установить ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) ручной клади в размере не более чем десять установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда», — указано в пояснительной записке. Подобная норма уже существовала в первоначальной редакции Воздушного кодекса от 19 марта 1997 года.
Согласно действующим правилам, ручная кладь должна быть безопасной для размещения в салоне и не содержать запрещенных предметов. Авиакомпании вправе самостоятельно определять допустимые габариты и вес ручной клади. Как отмечается в пояснительной записке, более гибкие условия в этом вопросе повышают привлекательность перевозчиков для пассажиров.
Однако отсутствие жесткой привязки полок для ручной клади к конкретным местам создает риски. Пассажиры с крупногабаритными вещами размещают их на свободных полках, что может привести к повреждению чужих предметов. В таких случаях установить виновного и доказать его ответственность зачастую затруднительно.
В настоящее время перевозчик обязан возместить стоимость утраченной или поврежденной ручной клади, но если ее цену невозможно определить, компенсация не превышает 11 тысяч рублей. Авторы инициативы считают, что эта сумма, установленная в 2007 году, устарела и не учитывает современные экономические реалии, включая снижение доходов населения и рост расходов. Предлагаемые изменения призваны повысить защиту прав пассажиров в условиях меняющейся финансовой ситуации.
Ранее для пассажиров с детьми в аэропортах предложили оборудовать отдельную стойку регистрации, которая будет работать в периоды высокой загрузки.

