В Мариинском театре представили новую «Аиду»

Первой премьерой нового 2025 года стала в Мариинском театре грандиозная постановка «Аиды», которая также открыла Фестиваль Верди в Мариинском.

Источник: Пресс-служба Мариинского театра

Мощным аккордом заявлены премьерные спектакли — пять дней подряд, семь спектаклей, которые позволят, вероятно, услышать все пять составов солистов, которые готовили партии. Над новой постановкой (восьмой на сцене Мариинского, начиная с 1877 года) работала итальяно-испанская команда постановщиков — режиссер Джанкарло дель Монако, художник по декорациям Антонио Ромеро и художник по костюмам Габриела Салаверри.

Джузеппе Верди писал «Аиду» по заказу хедива (наместника Египта) для нового Хедивского театра в Каире и в связи с открытием Суэцкого канала. Опера должна была демонстрировать мощь египетского государства, глубокие корни египетской культуры и подчеркивать прогрессивность современного правительства страны. Премьера оперы состоялась в 1871 году, а открылся в Каире театр за два года до этого, в 1869-м, постановкой оперы Верди «Риголетто». (Любопытное совпадение — режиссер Джанкарло дель Монако в минувшем ноябре дебютировал в Большом театре постановкой оперы «Риголетто».).

Как правило, в постановочной традиции «Аида» — парадная и масштабная. Основной идеей новой постановки «Аиды» в Мариинском также стала грандиозность, а центральной сценой, призванной поразить зрителя масштабностью и блеском, — Триумфальный марш. Монументальные колонны и статуи фараонов высотой с трехэтажный дом, масштабные сценические ансамбли (140 артистов хора, миманс и балет — 300 человек).

«Египтяне использовали архитектуру как политическое высказывание, поэтому “Аиду” нельзя ставить в немасштабных декорациях, — говорит режиссер. — Архитектура является отражением своего времени и идей. Человек маленький, но его идеи огромны». В сценах, где внимание перемещалось на главных героев, они как раз несколько терялись рядом с гигантами, да и голоса солистов, к сожалению, в глубине сцены иногда приглушались декорациями.

Технические возможности Мариинского-2 позволили сделать смену массовых и камерных сцен почти мгновенной, кинематографичной: подвижные платформы и декорации раздвигают и сужают пространство. Основой сценографического решения спектакля стал доминирующий черный цвет декораций и всего кабинета сцены, на что режиссера вдохновили археологические находки в Египте множества статуй из черного вулканического базальта.

Египтяне использовали архитектуру как политическое высказывание, поэтому «Аиду» нельзя ставить в немасштабных декорациях.

В первом премьерном составе открытием стал Радамес — Дмитрий Шабетя, молодой харизматичный солист Большого театра Беларуси. Недавно он дебютировал в Мариинском театре в партии Самсона в опере Сен-Санса, обладатель большого яркого сильного драматического тенора, гибкого, как расплавленный металл, и, кажется, неограниченного в тесситуре.

Как всегда, мастерски с огромной палитрой интонационных нюансов Екатерина Семенчук создала свою драматическую героиню, разрывающуюся между любовью и ревностью Амнерис. К сожалению, усталость чувствовалась в голосе Ирины Чуриловой (Аида) в драматических кульминациях, но кантиленные лирические моменты звучали гипнотически.

Почти неузнаваемый в «варварском» гриме Владислав Сулимский успел за небольшую партию (фактически только дуэт с Аидой) создать мощный образ неукротимого, одержимого и яростного царя Эфиопии Амонасро.

Во всей постановке на первом плане был оркестр — в прямом смысле он был перед сценой, ему не мешали и не подавляли декорации, там священнодействовал маэстро Гергиев, именно оттуда шла огромная волна энергии и страстей, которыми наполнена музыка великого итальянца.

Прямая речь.

Валерий Гергиев:

— Джанкарло дель Монако досконально владеет глубинным знанием этого репертуара, и его постановка «Риголетто» в Большом театре, и теперь «Аиды» в Мариинском — это новые кульминационные работы двух огромных коллективов. Мы хотели поставить «Аиду» настолько масштабно, чтобы она могла соответствовать замыслу великого итальянца Джузеппе Верди. У нас — очень яркие артисты, в том числе солисты мирового класса.

Работа всей постановочной бригады сводилась к тому, чтобы спектакль был впечатляющей демонстрацией того, почему сегодня опера привлекает сотни миллионов сердец по всему миру. Что бы ни происходило в мире, мы остаемся приверженцами оперной золотой традиции — русской, итальянской, австро-немецкой. Верди или Чайковский, или другие великие композиторы писали для всего мира, и весь мир наслаждается их музыкой, учится у них, благодарен им.

Мы как стражи традиции делаем свою работу.

Джанкарло дель Монако:

— «Аида» — грандиозная большая опера. Но, с другой стороны, как во многих операх Верди, например в «Дон Карлосе», психологические взаимоотношения героев, камерные, интимные сцены разворачиваются на фоне больших серьезных политических событий. В «Аиде» — это любовный треугольник главных героев и большая война, которая захватывает территории Египта.

Мне было интересно сделать быстрый переход от личных психологических драм к массовым сценам, международной политике, без пауз и опускания занавеса. Я хотел поставить оперу по-новому, но в рамках того, что заложено композитором, с уважением к нему.