Глава комитета по туризму Сангаджи Тарбаев высказал идею о введении налога на туризм за границей. Для принятия такого решения, по словам парламентария, требуется оценить все экономические риски. Если идея найдет поддержку, то с каждой купленной путевки за рубеж будут взиматься дополнительные сборы, но уплачивать их будет не путешественник, а турфирма.
Тарбаев отметил, что полученные от сборов деньги можно было бы направить на развитие инфраструктуры отечественного туризма. Его слова приводит издание «Абзац».
«Эта мера вполне может быть введена, но нужно посмотреть, как она будет воздействовать на экономику. <…> Опираясь на данные по электронным путевкам за прошлый год, вычисляем, что общий объем денег, который россияне вывезли за пределы России как туристы, достигает 700 миллиардов рублей. Если добавочная стоимость каждой путевки будет 200−300 рублей, то на нужды отрасли в России ежегодно можно будет отчислять около 5−7 миллиардов рублей, которые могли уйти на развитие инфраструктуры внутри страны», — указал Тарбаев.
Позже парламентарий отметил, что пока нет никакого законопроекта о введении налога на поездки за границу. По его словам, «работа в данном направлении не ведется, более того — нет даже предпосылок для ее обсуждения». Тем не менее Тарбаев назвал идею «логичной» и указал в своем телеграм-канале на то, что депутаты знают о возникшем «перекосе с точки зрения выездного и внутреннего туризма».

Идею налога на туризм поддержали
Идею оценил депутат петербургского законодательного собрания Дмитрий Панов. Он предложил обсудить это в завершение весенней сессии нижней палаты парламента. По словам Панова, ввести налог на туристические поездки за границу можно было бы через год-полтора, а перед этим необходимо рассказать россиянам об успехах развития отечественной туристической инфраструктуры, а также создать ежемесячный навигатор российских курортов, который будет распространяться в виде периодического издания, сообщает «Петербургский дневник».
Как выглядит налог на туризм в мире
Подобная практика работает за рубежом: в США, Мексике, Канаде, Италии, Испании, Франции, Исландии и Таиланде, Греции, Португалии, Австрии, Венгрии, Чехии, Хорватии и Словении. Там средства, полученные от налога, направляются на развитие туризма, реставрацию памятников, восстановление культурного наследия и пр., пишет Pravda.ru.
Налог на туризм уже есть в России
С 1 января 2025 года туристический налог действует на путешествия по России. Ставка составляет 1% от стоимости проживания в гостиницах и аналогичных объектах, но не менее 100 рублей за сутки проживания. Его выплачивают гостиницы, хостелы, кемпинги и санатории. К 2029 году ставка налога постепенно достигнет 5%. Решение о туристическом налоге принимают местные власти. Известно, что он действует в Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, но, к примеру, в Москве, Крыму и Севастополе его не ввели.
Как устроен российский выездной туризм

До 2015 года в России на протяжении 15 лет работали крупнейшие туроператоры с турецкими корнями: «Пегас туристик», Coral Travel, Anex Tour и Sunmar Tour. Эти компании контролировали, по разным оценкам, от 40% до 50% выездного рынка, писал «Клерк». В конце 2015 года они попали в список 19 юридических лиц, исключенных из реестра туроператоров, из-за антитурецких санкций. К марту 2016 года они были восстановлены в реестре, после того как доказали, что неподконтрольны турецким физическим или юридическим лицам. Известно, что у Coral Travel и Sunmar Tour учредителем являлась турецкая компания «ОТИ Холдинг Аноним Ширкети». С 2016 по 2024 год туроператор Coral Travel относился к ООО «ТО КОРАЛ ТРЕВЕЛ ЦЕНТР». Sunmar Tour относится к ООО «САНМАР ТУР». В остальных случаях учредители были российские.
Что о налоге на выездной туризм думают эксперты
Идею прокомментировала коммерческий директор национального туроператора «Алеан» Оксана Булах. В беседе с ВФокусе Mail эксперт отметила, что пока было высказано мнение, а «проекта этого решения нет и проработка не ведется». Однако Оксана Булах подчеркнула: существует высокая вероятность того, что туристы, выезжающие за рубеж, скорее всего, столкнутся с необходимостью уплачивать дополнительный сбор. И этот сбор может быть сопоставим с суммой налога на внутренний туризм.
«Версия, что выездной туризм будет обременен какими-то сборами, достаточно велика. Выездной туризм, в отличие от въездного и внутреннего, не приносит денег в экономику страны, при этом отток формирует существенный. После введения туристического налога на туризм внутри страны вероятность, что будет соразмерный сбор введен на выезд, достаточно велика», — пояснила Оксана Булах.
Эксперт также высказалась о причинах разговоров о туристическом налоге на поездки за границу.
«Вероятно, такими заявлениями власть прощупывает реакцию и общественное мнение по этому вопросу», — продолжила эксперт.
Оксана Булах рассказала, как введение налога на туризм за границей могло бы отразиться на жизни обычных россиян. Эксперт отметила, что стоимость туров изменится.
«Для туристов ничего особенного не произойдет, кроме подорожания путевок на некоторую сумму», — добавила она.

Эксперт Центра политических технологий Никита Масленников рассказал о том, откуда вообще в истории возникло понятие туристического налога, как сейчас идут поступления от туризма в российский бюджет, а также как изменил бы бюджет страны сбор на выездной туризм. Эксперт отметил, что налог на внутренний туризм будет действовать в большом количестве регионов, а средства от него идут на развитие региональных туристических комплексов.
«Его итоги, как это все будет, как пройдет и чем завершится, надо посмотреть по итогам года. Потому что сейчас пока говорить о чем-то, о налоговых поступлениях достаточно сложно. В любом случае это будет не слишком значительная величина с точки зрения федерального бюджета. Собственно говоря, он в регионы идет для развития региональных туристических комплексов и туристического потенциала», — рассказал Никита Масленников.
Он указал на то, что налог на выездной туризм мог бы приносить федеральному бюджету примерно 5−7 миллиардов.
«Здесь опять-таки можно только исходить из каких-то самых приблизительных расчетов. В прошлом году, по некоторым оценкам, на поездки зарубежные, российские по бюджетам туроператоров потратили порядка 700 миллиардов рублей. Если исходить из той планки, которая предложена главой комитета по туризму — 200−300 рублей на человека, — надо отдать должное, такая фиксированная сумма, она тоже обсуждается. Многие говорят о том, что должна быть некая прогрессия. Скажем, если едет человек обеспеченный, летит бизнес-классом, а не экономом, то надо договариваться и больше повышать. Это вопрос дискуссионный. Пока предлагается фиксированный платеж. Но эффект для бюджета здесь опять-таки, если 200 рублей с каждого человека при том потоке туристическом, который был в прошлом году, это примерно 5 миллиардов рублей. Если 300 рублей, то где-то 7 миллиардов. Сумма такая на что будет использоваться? Каким образом поможет развить уже внутренний туризм? Это вопрос особый. Потому что в этих заявлениях нашего депутата Тарбаева никаких деталей не приведено, кроме того, что налог на юридические лица», — рассказал экономист.
По словам Никиты Масленникова, налог на выездной туризм может выглядеть как аналог НДС и взиматься со стоимости авиабилетов. Эксперт отметил, что сам по себе налог на туризм появился в мире давно и изначально как аналог налога на авиационное топливо, который был запрещен международными соглашениями.
«Тогда это получается некий аналог НДС — все равно в конечном счете на каждого конкретного человека. Потому что стоимость авиабилетов у вас растет. Надо сказать, что эта практика отнюдь не только российская. В Великобритании она действует с 1994 года. И вводилась она из-за того, что международные соглашения не позволяли сделать налог на самолет, на топливо, на керосин. А поступления должны какие-то быть даже в сложной ситуации. Поэтому придумали такое. В других странах это действует в международной практике примерно 30 стран, чуть больше. Причем он зашивается в стоимость авиабилетов, когда вы улетаете, допустим, в Россию. Туристические вот эти дела. А в Китае — улетаете к себе домой, и вот это все вместе взятое с авиационного билета и есть отчисление так называемого туристического налога на вывоз. Каким образом он рассчитывается, в каждой стране по-разному. Кто-то туда не только стоимость авиаперевозки зашивает, но и какой-то коэффициент к ней», — пояснил Никита Масленников.

Эксперт уточнил, что в стоимость авиабилета зашивается некое налогообложение тех услуг — туристических, отельерных, — которые были предоставлены этому туристу на территории страны. По словам Никиты Масленникова, вопрос требует тщательного изучения, чтобы понимать, что налог даст и что от него можно получить. Экономист уточнил, что если есть налог на внутренний туризм, то запрос на налог на внешний туризм логичен.
«Что хотите от него получить. Контроль за целевым использованием. Как, каким образом? Туристический налог с туристической фирмы — хорошо. Куда он поступает? Как будете отслеживать его целевое использование. Те, кто занимаются планированием развития внутреннего туризма, они обычно источник», — рассуждает эксперт.
Никита Масленников отметил, что за рубежом этот вопрос вызывает споры из-за крупных сумм, в разы превышающих обсуждаемые 200−300 рублей.
«Потому что даже в Англии это постоянная причина внутренних конфликтов. Потому что там уж очень большой сбор получается — иногда до 200−300 евро. Для нас это порядка 30−40 тысяч рублей на человека — уже не 200−300 рублей. Тут требует это все такого тщательного анализа», — отметил экономист.
Эксперт считает, что необходима большая предварительная работа, так как этот вопрос касается миллионов людей.
«В прошлом году в зарубежные страны совершили почти 29,2 млн поездок (по данным статистики ФСБ). Есть немало вопросов, тема резонансная. Заслуживает анализа, обсуждения, в общем, четких уверенных решений», — заявил он.
По словам Никиты Масленникова, наиболее важным вопросом является то, какие блага получит внутренний туризм от налоговых сборов.
В прошлом месяце Северная Корея закончила строительство туристического комплекса на 20 тысяч мест. Лидер страны Ким Чен Ын выразил уверенность, что курорт укрепит статус региона как туристического и культурного направления мирового уровня.
