Ущерб более трлн рублей: эксперты подсчитали, сколько музыканты и художники потеряют из-за нейросетей

В НИУ ВШЭ посчитали, что за пять лет авторы музыки, литературы, графики и дизайна потеряют из-за них более 1 трлн рублей.

Анастасия Якушина
Автор ВФокусе Mail
Источник: Image by Freepik

Ученые подсчитали, сколько авторы потеряют из-за того, что работодатели перестанут нанимать их для выполнения работы и снижения стоимости услуг из-за большого количества машинного контента. Отмечается, что в ближайшие четыре года авторы могут потерять до 30% доходов из-за распространения нейросетей в отдельных сферах творческой деятельности. Падение доходов будет связано с меньшим количеством заказов авторских проектов и появлением большего количества произведений музыки, литературы, графики и дизайна, созданных нейросетями.

Аналитики из НИУ ВШЭ подсчитали, что к 2030 году авторы недополучат более 1 трлн рублей. Таковы результаты исследования, представленного на Международном форуме IPQuorum.Музыка.

В связи с этой проблемой председатель Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Андрей Кричевский предложил компенсировать ущерб авторам с помощью «технологической ренты».

По его словам, не стоит сдерживать прогресс нейросетей, но необходимо его контролировать иначе возникают серьезные риски для культуры в целом. Его цитирует «РГ».

«Однако сейчас в зоне риска основа нашей цивилизации — культура. Если труд авторов, тех самых живых авторов, на произведениях которых обучается ИИ, не будет должным образом вознаграждаться, история культуры остановится. Мы будем иметь дело лишь с бесконечными “перепевками” созданного ранее, а затем — с машинными вариациями на тему машинного творчества. Единственным разумным решением мне видится та ли иная форма справедливого вознаграждения для авторов со стороны», — пояснил Кричевский.

В то же время председатель ВЭБ.РФ Игорь Дроздов напомнил, что для обучения нейросетей используются произведения, которые защищены авторским правом. При этом никто не спрашивает согласия и не делает выплат.

«При обучении систем искусственного интеллекта результаты интеллектуальной деятельности используются, как правило, без согласия авторов и выплаты им вознаграждения. Это несправедливо, учитывая, что вклад авторов таких произведений в создание контента, генерируемого искусственным интеллектом, довольно значительный. Необходимо разработать механизм, который позволит правообладателям получать справедливое вознаграждение за использование охраняемых произведений для обучения искусственного интеллекта», — указал Дроздов.

Меньше всего от замещения нейросетями пострадают художники и фотографы, певцы и концертирующие музыканты, актеры и танцоры. К 2030 году в этом секторе нейросети займут от 9 до 12%. Что касается режиссеров и хореографов, в этот же период доля ИИ-произведений вырастет с 3,9% до 9%.

По прогнозам аналитиков, критической ситуация станет для работников текстовой среды: переводчиков, лингвистов, писателей, поэтов, литераторов и журналистов. Из-за обучения ИИ на их контенте, они потеряют 48 млрд рублей. К 2030-му доля сгенерированных произведений в этих сферах достигнет 28−30%. Столько же с финансовой точки зрения потеряют музыканты, певцы и композиторы, в этом сегменте доля сгенерированных произведений вырастет до 28%.

Изменения коснутся и программистов. Объем сгенерированного программного кода вырастет более чем в два раза: с текущих 12,7 до 26%, а их потери составят 542 млрд рублей. Отмечается, что работники сфер рекламы и маркетинга за пять лет не дополучат 169,85 млрд рублей.

В итоге к 2030 году, когда Россия планирует развивать свою культурную экономику, авторы потеряют уже больше 1 триллиона рублей в результате использования созданных ими произведений при обучении ИИ.

Ранее нейросеть создала собственную рекламную кампанию, но она провалилась. Позже ИИ попросили оценить свой продукт, и он его раскритиковал.