В Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамере) обновили экспозицию, посвященную Михаилу Ломоносову. Символично, что залы открыли для публики 19 ноября — в этот день исполнилось 313 лет со дня рождения гения.
— Уникальность этого места в том, что именно здесь работал Михаил Ломоносов, — говорят в музее. — Кунсткамера — единственное сохранившееся здание, которое помнит великого ученого. Гости смогут увидеть немногие уцелевшие с XVIII века раритеты: личные вещи Ломоносова, мозаичные портреты, созданные ученым в его мастерской в Усть-Рудице, научные приборы и инструменты XVI — XIX веков и даже академический стол, за которым работал Ломоносов, в том числе писал диссертацию.
Этот стол помнит научные споры светил 18-го века. Алексей БУЛАТОВ.
Экспозицию старинных предметов дополнили видеоинсталляциями и интерактивными экранами, которые расширяют пространство Кунсткамеры. Целей у выставки две: во-первых, развеять мифы о Ломоносове, показать, каким человеком он был в действительности, а во-вторых, показать, как менялось мировоззрение после реформ Петра Первого, как прорастала и развивалась наука в нашей стране.
Один из редких предметов, принадлежащих лично Ломоносову. Алексей БУЛАТОВ Результат экспериментов Ломоносова со смальтой и цветным стеклом. Алексей БУЛАТОВ.
Еще одно «то самое место» на выставке — зал, где заседала академия наук. Здесь ученые обсуждали самые разные темы — от астрономии до геологии, спорили, ругались и рождали новые подходы. В этих стенах трудился и другой гений эпохи — Леонард Эйлер, создавший современную математику. Здесь же прошел знаменитый спор о «норманнском вопросе» между Михаилом Ломоносовым и Герхардом Миллером, который выводил российскую государственность от шведов, а Ломоносов настаивал, что славяне были вполне самостоятельным и развитым обществом.
В экспозиции представлено научное оборудование 18-го века. Алексей БУЛАТОВ.
— Именно по этому столу в пылу дискуссии стучал Миллер более 200 лет назад, но спор в итоге проиграл, и его диссертация была уничтожена, — рассказывают в музее.
Андрей Головнев ждет гостей в новом зале Кунсткамеры. Алексей БУЛАТОВ.
СКАЗАНО.
Андрей ГОЛОВНЕВ, директор Кунсткамеры:
— Этот зал — некая сердцевина того, что мы называем творческим преобразованием или омоложением Кунсткамеры, хотя работать над обновлением было непросто. Кунсткамеру нельзя трогать. Она музей в музее, она самоценна, поэтому нам нужно очень внимательно отнестись к наследию, заниматься одновременно и обновлением, и возвращением к традиции.