
Ученые объясняют, что при входе в новое место мозг быстро создает карту окружения, используя стены, углы и ориентиры. Эта карта связана с воспоминаниями и опытом, позволяя ощущать себя в безопасности и предсказывать, что будет дальше. Если пространство не соответствует нашим ожиданиям (например, длинные коридоры без явных ориентиров), мозг теряет контроль. Это приводит к легкому дезориентированию и ощущению, что здесь что-то не так или опасно.
Также влияют на наши ощущения запахи плесени, сырости, гниения и звуки эха в старых, заброшенных зданиях. Они вызывают у мозга ассоциации с биологическим разложением и опасностью. Это активирует области, связанные с воображением и памятью, создавая «навеянное» ощущение присутствия чего-то таинственного или страшного.
В местах с повторяющимися архитектурными элементами (одинаковые двери, зеркальные коридоры) мозг не может понять, где находится. Это снижает чувство безопасности и усиливает тревогу. Изменения в форме помещений, кривизне и освещении вызывают повышение возбуждения организма. Такие приемы давно используются в архитектуре для создания определенной атмосферы — иногда сознательно, иногда нет.
Также пугает неожиданная архитектура здания. Мозг строит карту пространства, опираясь на стабильность и предсказуемость. Неожиданные тупики, противоречащие движениям стены, или симметричные перекрестки вызывают дискомфорт и тревогу. Такие архитектурные решения усиливают дезориентацию и активируют системы памяти и обнаружения угроз.
Один из самых пугающих моментов — спуск в темноту. Он символически ассоциируется с погружением в подсознательные страхи. Низкий уровень освещения ухудшает восприятие глубины и рельефа, создавая расхождение между ожидаемой и получаемой информацией, что повышает внимание и физиологическую реакцию.
Все это вызывает стресс организма, связанный с ограничением возможности убежать или спрятаться, что с эволюционной точки зрения ассоциируется с опасностью. Это и приводит к ложному ощущению присутствия «зла», которое вот-вот застанет врасплох.

