
Исследование опубликовано в научном журнале Research in Social Stratification and Mobility (RSSM).
Социологи изучили данные более 10000 школьников 14−16 лет из Нидерландов, Германии, Англии и Швеции. Во всех четырех странах мальчики показывали более слабые результаты по языковым предметам. По математике их оценки изначально были немного выше, но к 15 годам это преимущество сокращалось.
Исследователи связали эту тенденцию с различиями в поведении дружеских кругов: окружение мальчиков чаще склонно к различным нарушениям дисциплины.
Ученые выделяют два механизма влияния. Во-первых, подростки перенимают привычки своего круга общения: если друзья систематически пропускают уроки или срывают занятия, сам школьник с большой вероятностью начнет делать то же самое, что неизбежно скажется на его оценках.
Во-вторых, даже дисциплинированные ученики страдают от последствий: когда учителя вынуждены постоянно отвлекаться на нарушителей, качество преподавания снижается для всего класса.
По словам специалистов, ключевая причина кроется в традиционных представлениях о «мужском» и «женском» поведении.
Эти стереотипы создают порочный круг: стремясь соответствовать ожиданиям сверстников, мальчики сознательно или бессознательно отказываются от усердия в учебе, что в долгосрочной перспективе ограничивает их карьерные возможности.