Три совета. Эксперт объяснила, как привить ребенку любовь к чтению

Зачастую родители пытаются научить детей читать как можно раньше. Если при этом используются неподходящие методики, у ребенка еще до школы может развиться отторжение от чтения. Однако можно развить у детей любовь к книгам без стресса. Как это сделать, «Мелу» рассказала автор издательства «Альпина. Дети», журналист и кандидат педагогических наук Марина Аромштам.

Айгуль Сабитова
Автор ВФокусе Mail
Источник: Freepik

Совет № 1. Не торопитесь!

Как поясняет эксперт, социальная ситуация развития ребенка за последнее время изменилась. Так, школа и родители хотят, чтобы дети научились читать до первого класса. Вместе с тем закономерности психического развития в детском возрасте не изменились. Согласно им психика дошкольника и психика школьника устроены и функционируют по-разному. Например, у первого в левом полушарии еще не сформированы нейронные связи, отвечающие за чтение. И если он и учится читать, то обычно за счет правого полушария. А оно усваивает информацию иначе.

Как рассказала эксперт, новые мозговые связи формируются у разных детей в разное время. Это касается и передачи «полномочий» от одного полушария к другому. К шести-семи годам практически все дети достигают нужного уровня психофизиологической зрелости для обучения. У некоторых это происходит раньше. Изменить этот процесс невозможно, поскольку нереально прямо повлиять на развитие нейронных связей и процесс миелинизации нервных волокон.

Торопиться тут нельзя, предупредила Марина Аромштам. Если мозг малыша еще не готов к чтению, научить его читать невозможно. При этом ребенок запомнит, что чтение может быть связано с неприятными переживаниями.

Как понять, готов ли ребенок учиться читать

Есть несколько важных признаков.

  • Ребенок говорит фразами, развернутыми предложениями.
  • Ребенок выговаривает все или почти все звуки.
  • Он способен не меньше 15 минут слушать, как ему читают вслух.
  • Он умеет рассматривать книжные иллюстрации. И не только вместе с взрослым, но и сам.
  • Ребенок проявляет интерес к буквам (например, он узнает буквы, которые можно увидеть на улицах города).

Совет № 2. Создавайте условия для самообучения ребенка

Прямо повлиять на способность дошкольника читать невозможно, но можно создать благоприятные условия для его самообучения и поддерживать интерес к книгам.

1. Как можно больше читайте ребенку. Чтение влияет на словарный запас и умение воспринимать длинные предложения, воспитывает привычку читать. Постепенно ребенок начнет обращать внимание не только на картинки, но и на буквы в названиях, крупно написанные возгласы персонажей и прочее.

2. Уделяйте особое внимание развитию фонематического слуха. Он представляет собой способность слышать звуки и выделять их из речевого потока. Фонематический слух нужен для того, чтобы научиться соотносить звук речи и букву. Здесь помогут азбуки в стихах (например, С. Маршака, Б. Заходера, С. Козлова, М. Яснова, В. Лунина, Д. Герасимовой). Читайте ребенку стихи и истории, в которых обыгрывается звуковая путаница (например, сказка в стихах Заходера «Кот и кит» или книга А. Шибаева «Буква заблудилась»).

3. Интерес к буквам можно развивать с помощью «буквенных сказок» — историй, персонажами которых являются буквы («Аля, Кляксич и буква “А”» Ирины Токмаковой, «Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков» Александра Шарова).

4. Можно рассматривать вместе с ребенком картинки в книжках. Они развивают графическую зоркость, которая нужна для различения букв, «опознания» слов и грамотного письма.

Совет № 3. Выбирайте книги для самостоятельного чтения с учетом возможностей и интересов ребенка

По словам Марины Аромштам, самое важное — закрепить в опыте ребенка связь чтения с интеллектуальным удовольствием. Умение получать его — это то, ради чего детей учат читать.

Если ребенок уже знает все буквы, умеет читать несложные слова и короткие предложения, пора поддержать его на следующем этапе — развитии уверенного, самостоятельного чтения.

На такие случаи подойдут книги с короткими, но содержательными текстами. Они дают ощущение завершенной истории, расширяя кругозор. Особенно полезны серии с постепенным усложнением. Благодаря им ребенок двигается вперед в своем темпе, не теряя интереса и веры в себя. В итоге он не только отточит навык чтения, но и почувствует гордость за собственный результат.

Эксперт советует обратить внимание на следующую литературу:

1. Серия «Книжный старт» издательства «Альпина. Дети». Там три уровня сложности. Для начинающего читателя пяти — семи лет подойдут книги первого уровня сложности, такие как «Ноги? Ноги… Ноги!» или «Зубы? Зубы… Зубы!».

2. Серия «Математика на колесиках» от издательства «Архипелаг» (автор — Зуля Стадник). В нее входят три книжки: фигуры, цифры, понятия и сравнения. Любителям гоночных или грузовых автомобилей такие издания точно понравятся, потому что важные понятия в этой книге помогают изучать машинки. Кроме того, у всех книг закругленные края и плотные страницы, поэтому их можно давать самым маленьким детям.

3. Серия детективных книг «Не открывать!» от издательства «Эксмо». Вообще она предназначена для младших школьников. Но авторы поняли, что тем, кто только начинает читать, эти истории могут быть интересны, и адаптировали их сюжет и слог для детей помладше. Детективная составляющая осталась, но шрифт стал больше, предложения — короче, а непонятных слов — меньше. «Идеальный вариант для расчитки перед школой: и просто, и нескучно», — подчеркнула эксперт.

К слову, отношение к книгам как к главной ценности — один из восьми признаков того, что вы выросли в советской семье.