
67-летняя американка Сью Ронненкрамп решила переехать из Филадельфии в Денвер. У нее нет мужа или партнера, в новом городе ее не ждут родственники — женщина планирует найти соседку и снимать квартиру вместе с ней. Случай Ронненкрамп не уникален. О новом тренде среди пожилых женщин пишет The Washington Post, с которым пенсионерка из Денвера и поделилась своей историей.
В Китае семь давних подруг, которые знакомы уже около 20 лет, накопили $580 000 и купили большой особняк в пригороде Гуанчжоу. В доме есть отдельные спальни для каждой, имеются и общие зоны — бассейн и павильон для чайных церемоний.
Случаи, когда пожилые женщины решают жить вместе, называют «трендом золотых девочек». Такое название феномен получил в честь одноименного американского телесериала 1980-х годов. Его главные героини — четыре пенсионерки, которые живут под одной крышей: две из них овдовели, одна пережила развод, еще одна до встречи с новыми подругами жила в доме престарелых, но он сгорел. Сериал быстро обрел популярность среди зрителей и признание кинокритиков, завоевав 11 премий «Эмми» и четыре «Золотых глобуса».
Согласно сюжету сериала, одна из героинь по имени Бланш искала арендаторов, чтобы выплачивать ипотеку после смерти мужа, и для этого просто повесила объявление в ближайшем супермаркете. Сегодня пенсионеркам не нужно действовать вслепую — в разных странах работают платформы, которые помогают женщинам старшего возраста находить соседок по дому или квартире. Например, на американском сайте HomeShare Online можно выбрать соседку по возрасту, интересам и даже образу жизни — платформа выступает посредником и проверяет профили. В канадской провинции Онтарио работает платформа, созданная специально для женщин старше 55 лет. Владелицы домов или квартир с несколькими спальнями могут найти соседку, если живут одни и боятся сдавать жилье незнакомцам. Сервис обещает помочь правильно оформить договор и не столкнуться с мошенничеством.
Пенсионерки, ищущие соседку или арендодательницу, могут обратиться за помощью в благотворительные организации. В Лондоне, например, работает группа Older Women’s Cohousing (англ. «Совместное жилье для пожилых женщин»), которая помогает женщинам старше 50 лет знакомиться для совместного проживания. Будущие соседки встречаются на встречах и мастер-классах, организованных сообществом. Кроме того, комьюнити управляет 25 квартирами с общим садом, где женщины без собственного жилья могут проживать совместно, деля пространство и расходы.
Компаньонки XXI века.
Проживание женщин вместе — не новая идея. Еще в Средние века похожими «союзами» становились религиозные сестринства: историк Дэвид Винсент в книге «История одиночества» пишет, что они позволяли женщинам полностью выйти из домашнего круга. А в конце XIX века в США появилось понятие «бостонских браков» — когда две женщины жили вместе как компаньонки, без романтической связи, но разделяя быт и заботу друг о друге.
Как и в случае с «бостонскими браками», сегодня женщины пенсионного возраста чаще всего ищут соседок по двум причинам — эмоциональной и финансовой. Надежда, что близкие или дети смогут дать достаточно общения и поддержки, далеко не всегда оправдывается. Дэвид Винсент пишет, что уже во второй половине XX века в Европе многие женщины предпочитали жить одни, чтобы «сбежать от домашних обязанностей, наконец сосредоточиться на себе и понять, кем они являются и кем хотят быть».
Соседка-ровесница с похожим опытом может дать именно ту поддержку, которая важна в старшем возрасте, — и при этом обе остаются на равных, без чувства зависимости или навязанных обязанностей. «Дружба вне семьи особенно значима для пожилых людей: она не перегружена ролевыми ожиданиями и дает больше свободы», — поясняет клинический психолог сервиса психотерапии Alter Юлия Пестерева. По ее словам, в отношениях с подругой или соседкой женщина меньше рискует почувствовать себя обузой или «обслуживающим персоналом», который должен оправдывать свою значимость заботой о близких.
Конечно, всегда есть риск, что в быту подруги не сойдутся характерами. Как пишет The Washington Post, Сью Ронненкрамп жаловалась своей соседке-кондитеру, которая любила печь по ночам: «Я не могу уснуть, пока ты готовишь шоколадное печенье». О подобных трудностях говорит и Юлия Пестерева: «К возможным минусам совместного проживания женщин старшего возраста можно отнести стресс от различий в бытовых привычках, ритме и стиле жизни, потребностях в общении и уединении». Адаптацию соседок к укладам жизни друг друга может затруднять и сложность в принятии перемен, характерная для людей этого возраста.
При всех возможных трудностях положительные стороны такого соседства часто перевешивают его недостатки. Пенсионерки могут помогать друг другу с бытом и следить за здоровьем друг друга. По словам профессора Европейского университета Елены Здравомысловой, в среднем женщины обладают большей медицинской грамотностью и внимательнее относятся к своему состоянию, чем мужчины.
Совместное проживание выгодно и с финансовой стороны: в условиях роста цен на жилье удобнее делить арендную плату. Директор программы «Жилищное обеспечение стареющего общества» Гарвардского университета Дженнифер Молински отмечает, что в США одинокие пожилые люди нередко тратят более половины своего дохода на оплату квартиры. Для тех, кто живет с соседями, этот показатель снижается почти в четыре раза — до 12,9%.
Трудности с беззаботной старостью.
Феномен совместного проживания пожилых людей, которые не связаны между собой родственными или романтическими отношениями, стал заметным трендом в США и Западной Европе за последние несколько лет. В 2016 году более 879 000 американцев старше 65 лет жили с соседями, не являющимися членами семьи, утверждает Дженнифер Молински из Гарвардского университета.
The Washington Post описывает этот тренд как «буммейт» — от слов boomer (представитель поколения 1946−1964 гг.) и roommate (англ. «сосед по жилью»). Многие из представителей поколения беби-бумеров выбирают совместное проживание с ровесниками, а не с родственниками, чтобы сохранить независимость и при этом не чувствовать себя одинокими. Тенденция показывает, как меняются представления о старости: люди ищут не только экономию, но и поддержку, компанию и возможность строить новые отношения, которые делают повседневную жизнь проще и насыщеннее.
Почему именно пожилые женщины все чаще выбирают совместное проживание? Одна из главных причин — феминизация старения: женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин. «Это не только российская, но и общемировая тенденция», — говорит Сергей Давыдов, доцент департамента социологии и аналитик Международной лаборатории прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ.
Слова эксперта подтверждает статистика. Сегодня женщины старше 50 лет составляют 27% мирового населения. К 2030 году прогнозируется, что из 2,3 млрд человек в этой возрастной группе женщины будут составлять 54%. А к 2050 году их доля среди людей старше 80 лет достигнет 60%. В России на начало 2023 года женщины составляли 65,1% населения в возрасте старше 65 лет. Среди тех, кому 85 лет и больше, женщин в 3,3 раза больше мужчин — их доля составляет 76,5%.
В результате из-за разрыва в продолжительности жизни женщины пенсионного возраста часто оказываются вдовами и вынуждены жить в одиночестве. Исследование ученых Кембриджского университета 1996 года демонстрирует, что они чаще находятся в социальной изоляции из-за смерти супруга и своих сверстников. По данным НИУ ВШЭ за 1994−2016 гг., в России девять из десяти одиноких пожилых людей — женщины. При этом ощущение изолированности от социума оказывается тесно связанным с проживанием в одиночестве. Женщины, потерявшие мужей или партнеров в пенсионном возрасте, сталкиваются с психологическими проблемами, могут ощущать утрату смысла жизни. У них также возникают сложности с ведением быта.
Пенсионерки могут сохранять контакт со своими детьми и активно участвовать в жизни их семей. Однако в таком случае на пожилую женщину ложится часть бытовых задач, например уборка дома, приготовление пищи или воспитание внуков. Иногда такая ситуация ухудшает положение женщины: чтобы получить поддержку и общение, ей приходится принимать правила чужой семьи и подчиняться им. В других случаях сама пенсионерка не хочет зависеть от стереотипов и жить как «традиционная» бабушка.
Правда, одинокие женщины редко могут позволить себе беззаботную жизнь — у многих из них затруднительное финансовое положение. По данным программы «Жилищное обеспечение стареющего общества» Гарвардского университета, все больше пенсионеров в США испытывают давление из-за высоких цен на аренду. Для женщин эта проблема стоит особенно остро: у них, как правило, меньше накоплений к моменту выхода на пенсию. Исследование Американской ассоциации пенсионеров показывает, что пожилые женщины в среднем располагают меньшими сбережениями и выплатами, чем мужчины.
В России, согласно данным Росстата, в 2022 году средний размер пенсий у женщин составил 16 662 рубля в месяц, у мужчин — 17 328 рублей. Российские вдовы и одинокие пенсионерки признаются, что без партнера им сложно сохранять привычный уровень жизни и справляться с бытовыми расходами. Часто причина не только в низких доходах, но и в отсутствии опыта самостоятельного финансового планирования после долгих лет совместной жизни.
Буммейты в России.
В России пока нет специализированных платформ или сообществ, где пенсионерки могли бы легко найти соседку для совместного проживания. «Нельзя сказать, что совместное проживание возрастных подруг становится мейнстримом», — считает Сергей Давыдов из НИУ ВШЭ.
Одной из причин может быть особенная ситуация с жилищными условиями. В отличие от США и Европы, где высокая стоимость аренды часто становится ключевым фактором поиска соседки, в России аренда жилья среди пенсионеров не так распространена — по данным 2016 года, они составляли всего около 1% всех арендаторов в стране.
Некоторые россиянки в совместном проживании с подругами видят проявление слабости, а возможные неудобства воспринимают как нечто неприемлемое. «Даже если у моих знакомых умерли мужья, а дети переехали в другие страны, они все равно живут одни. Но вместе ездят по разным городам, встречаются в парках, ресторанах», — говорит в беседе с Forbes Woman 78-летняя Людмила Овчарова из Ярославля. С ее точки зрения, никто не хочет, чтобы рядом с ними кто-то был чужой. «Пока я в состоянии себя обслуживать, я бы не согласилась на такое», — высказывает похожее мнение 74-летняя Нелли Чернякова из Нижневартовска.
В исследовании «Траектории старения женщин в современной России» 2018 года отмечается, что пожилые женщины без партнеров чаще всего живут в мультилокальных семьях — рядом со взрослыми детьми, но не в одном доме с ними. При этом большинство исследований выделяют только три основных типа проживания пожилых женщин — в одиночестве, с партнером или в семье, а совместное проживание пенсионерок с соседками остается малоизученным явлением. Такой формат жизни пока остается в «слепой зоне» социальной науки.