
Главной темой встречи стало то, как современные мультфильмы, фильмы и видеоигры становятся инструментами в рамках гибридной войны — стратегического давления на национальные ценности через воспитание детей чуждой идеологией.
Депутаты выразили обеспокоенность тем, что герои западной культуры постепенно вытесняют традиционные отечественные образы, подменяя моральные ориентиры. Один из таких примеров — Шрек, которого депутат Яна Лантратова назвала «неплохим, но с внешними и внутренними изъянами». Ее тревогу вызвало то, что детям навязываются образы с внутренними и внешними искажениями в ущерб добрым и позитивным персонажам.
Кроме того, Лантратова обратила внимание на продукцию компании Mattel, напомнив о выпуске «кукол в гробах» и трансгендерных игрушек, а также об участии в спонсировании ВСУ.
Зампред комитета по культуре Дмитрий Певцов добавил, что и российское кино все чаще перестает выполнять воспитательную функцию. При этом он упомянул блокбастер «Финист. Первый богатырь». «Главный герой — придурок, самовлюбленный петух или фазан, который не меняется на протяжении всего фильма. Баба-яга сексуально озабочена своей молодостью, других проблем у нее нет», — сказал Певцов.
Особенно резко он высказался о современном образе Чебурашки, которого назвал «токсичным», и предостерег родителей от походов на этот фильм с детьми.
Досталось и видеоиграм как источнику недостоверной информации и русофобии. В частности, Лантратова привела в пример один из эпизодов в игре Call of Duty, в котором, по ее словам, «предлагается прийти в “Крокус” и доубивать тех, кого не убили террористы».
По мнению председателя Мосгордумы Алексея Шапошникова, необходимо сосредоточиться на создании позитивной альтернативы — отечественного игрового контента, ориентированного на воспитание и развитие. «У нас много талантливых разработчиков, и государство должно их поддерживать», — подчеркнул политик.
— Наших разработчиков нужно не столько поддерживать, сколько не мешать им создавать игры. В последнее время было немало инициатив по фактическому уничтожению российского геймдева вплоть до того, чтобы замкнуть разработчиков в экосистеме БРИКС и лишить их выхода на международные рынки, — считает Виталий Казунов.
Эксперт также отмечает, что официальных исследований, которые бы подтвердили деструктивное влияние видеоигр на детей, не проводилось, поэтому существующей системы возрастных рейтингов должно быть более чем достаточно.
В конце заседания депутат Яна Лантратова заверила, что озвученные инициативы будут направлены в рабочую группу, которая занимается разработкой законодательных механизмов по защите и продвижению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Алексей Молва