Ступор в разгар аврала. Что такое «паралич задач» и как от него избавиться

Это состояние важно заметить вовремя. Иначе оно может привести к прокрастинации.

Айгуль Сабитова
Автор ВФокусе Mail
Источник: Freepik

Что представляет собой «паралич задач»

Зачастую, когда у нас много дел, мы теряем способность сделать хоть что-нибудь и ощущаем беспомощность. Например, нам нужно закрыть 10 срочных задач, но мы не знаем, с чего вообще начать. В таком состоянии наш мозг будто замирает. Это называется «параличом задач», пишет «Лайфхакер».

Это состояние связано с тем, что наш мозг воспринимает задачи как потенциальную угрозу и переходит в режим «бей, беги или замри». Это может быть, например, угроза провала, угроза подвести других.

При «параличе задач» административный центр мозга теряет контроль над ситуацией. В спокойные периоды префронтальная кора, которая дает нам возможность планировать и принимать решения, сдерживает резкие эмоциональные порывы. Во время стресса же на первый план выходит миндалевидное тело, которое отвечает за распознавание угроз.

«Паралич задач» может возникнуть у всех, но особенно рискуют перфекционисты. Они приравнивают себя к своей работе. И если человек думает, что он — это то, что он делает, начинать что-то становится еще страшнее.

Как с ним справиться

Избавиться от «паралича задач» помогут несколько способов.

Разбивайте большие задачи на маленькие части

Для начала нужно снизить уровень стресса. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Это снизит уровень гормона стресса кортизола.

Если вас пугает какой-то проект, поделите его на мелкие этапы, которые не будут вас страшить. Составьте список шагов со всеми деталями, добавляя как можно больше конкретики, будто вы делаете инструкцию для подростка. Чем больше моментов вы укажете, тем лучше.

Затем постарайтесь расслабиться. Скажите себе, что, если даже не справитесь с задачей, это нестрашно. Вы всегда сможете вернуться и все переделать.

Также стоит спросить себя, сколько ошибок вы разрешите себе сделать (ответ не должен быть равен 0).

После этого сделайте первый шаг. Иногда человека страшит сама идея задачи. Она кажется огромной, мы не понимаем, что делать, и в итоге не делаем ничего. Однако, стоит только начать, процесс пойдет — и вы поймете, что зря боялись.

Стимулируйте себя

Когда перед вами много дел, стоит подходить к ним стратегически. Можно начать с самого важного, а можно — с самого приятного. Если вам нужно сделать все, пусть первой будет задача, которая вызывает меньше всего негативных эмоций. Вы почувствуете уверенность, и работать станет легче.

Также можно начать с чего-то полезного для других. Подумайте, какое из ваших дел облегчит жизнь окружающих.

Есть и еще один способ стимулировать себя. Если вам нужно сделать что-то, что вы все время откладываете, пообещайте себе, что, как только закончите, проведете 10 минут в соцсетях без зазрения совести. Также можно совмещать приятные занятия с неприятными. Иными словами, используйте любимые дела как награду за нелюбимые.

Если же выполнить все дела в срок просто невозможно, делегируйте. Можно попросить коллегу или друга помочь и пообещать потом сделать то же самое.

Перестаньте избегать любой работы

Перед ней стоит избавиться от отвлекающих факторов. Например, уберите телефон, наведите порядок на столе, поставьте таймер. Сообщите всем, в том числе себе, что вас нельзя беспокоить и вы не можете отвлекаться даже на мелочи. Отвлекающие факторы и прокрастинация часто связаны. Если «запретный плод» всегда рядом, вы будете прокрастинировать все больше.

Избегание задач может перерасти в повторяющийся шаблон. Когда мы отстраняемся от того, что вызывает у нас страх, запускается механизм «двойной лжи». Первая ложь — в том, что задача представляет для нас угрозу, вторая — в том, что мы не можем ее решить. «Двойная ложь» не дает нам выполнить работу и понять, что на самом деле все не так плохо, как казалось.

В целом нужно научиться справляться с тревогой и приучить мозг работать как надо даже во время стресса. В итоге человек будет уверенным в себе и укрепит полезные привычки, которые пригодятся при следующем ступоре.

Вместе с тем в некоторых ситуациях откладывать дела полезно. Это может спасти, например, от неправильных решений. Ранее мы писали о пяти таких ситуациях.