Спасительная прокрастинация. 5 ситуаций, когда полезно откладывать дела

Случается, что человек берется за важные проекты в последнюю минуту и потом винит себя за это. Однако переживать по этому поводу не стоит — у прокрастинации есть и положительные стороны.

Айгуль Сабитова
Автор ВФокусе Mail
Источник: Фотобанк Лори

Как пишет «Лайфхакер», она не имеет ничего общего с ленью. Наоборот, отодвигая некоторые задачи, мы можем лучше их обдумать и выполнить свою работу качественнее. Издание назвало пять ситуаций, когда откладывать дела полезно.

1. Когда вам поручили сложный проект

Например, утром в понедельник вам поручили проект, который нужно показать клиенту в пятницу. Кто-то сразу возьмется за работу и за два дня все закончит. Однако вдохновение может появиться, когда меньше всего ожидаешь. Иными словами, приступая сразу к делу, можно потерять два дня, за которые может появиться интересная идея.

Как отметил профессор права из Калифорнийского университета в Беркли Фрэнк Партной, зачастую лучшее решение приходит в самое неожиданное время — например, во сне. Важно лишь понять, как долго вы можете ждать, чтобы все успеть.

Исследования подтверждают пользу такого ожидания вдохновения. Так, американский психолог, профессор Уортонской школы бизнеса Адам Грант в колонке для New York Times рассказал об эксперименте, в котором участников попросили придумывать новые бизнес-идеи. Одна группа приступила к работе сразу, а вторая перед мозговым штурмом пять минут раскладывала пасьянс и играла в сапера. Идеи прокрастинаторов сочли более креативными: они получили на 28% больше баллов, чем идеи непрокрастинаторов.

Кроме того, иногда клиенты меняют направление работы через несколько дней после передачи инструкции. Таким образом, перед началом лучше немного подождать, пока у вас не сложится ясное представление о том, что от вас требуется.

2. Когда вы готовитесь к презентации или докладу

Можно смело менять презентацию в последнюю минуту — так она будет казаться свежей, а доклад — более актуальным. Нужно лишь запомнить основные тезисы.

Оратору важно понимать, чего ждут слушатели, и собирать презентацию незадолго до выступления. Издание советует готовить презентацию в ночь перед мероприятием, а затем хорошо выспаться: «переспав» с идеей, вы лучше все запомните.

3. Если вы решаете, принимать ли кандидата на работу

Трудоустройство нового человека имеет последствия для компании. И к этому делу нужно подходить ответственно. Принятие решений и другие рабочие задачи требуют сил, а перегрузка приводит к усталости. В таких случаях прокрастинация как раз полезна. Она поможет пополнить запасы сил, освежить голову и принять более взвешенное решение. Кроме того, вы успеете пересмотреть резюме кандидата и заметки, которые сделали для себя во время собеседования.

4. Когда собираетесь потратить большую сумму

Если не нужно решать насчет трат прямо сейчас, лучше повременить — позднее может появиться более выгодное предложение. Стоит избегать эмоциональных, импульсивных покупок. Чем дольше вы обдумываете, тем более эффективное решение находите в итоге. Это доказывает исследование, проведенное в Колумбийском университете. Участники должны были угадывать направление движения точек на экране компьютера. Оказалось, что даже миллисекунды дополнительного ожидания и обдумывания добавляли точности ответам. Например, пауза в 50 миллисекунд перед принятием решения повышала точность ответов на 75%.

5. Когда письма накапливаются в электронной почте

Отвлекаясь даже на несколько минут, чтобы прочитать письмо, вы растрачиваете рабочий настрой, продуктивность снижается. Конечно, иногда почту проверять нужно, но можно игнорировать ее, если есть более важные дела. Когда вы заняты, можно просто просматривать имена отправителей. Так вы не пропустите ничего важного от начальства. Все остальные письма можно оставлять непрочитанными и проверять их за 45 минут до окончания рабочего дня.

Также прокрастинация поможет вам реагировать на письма менее эмоционально. Если начать отвечать сразу, можно поддаться негативным эмоциям и написать то, о чем придется жалеть.

Кроме того, чем меньше вы проверяете почту за день, тем комфортнее вам будет в психологическом плане. Ученые из Университета Британской Колумбии обнаружили, что, люди, которые начинают реже читать электронные письма, избавляются от стресса. Также у них повышается продуктивность.

Ранее эксперт рассказал, почему может пропадать мотивация и как ее вернуть.